Конфликты этики

Остро переживаются подростками преследования со стороны учителей авторов записок, которые передаются на уроках мальчиками девочкам и наоборот. Каких только драм ни возникает по этому поводу! Кажется непримиримости к подобного рода поступкам подростков со стороны учителей нет предела .

- Семикласснице на уроке передали записку с приглашением прийти послушать музыку. Учительница потребовала записку. Получив отказ, прекратила урок до тех пор, пока записка не оказалась в ее руках. Прочтя ее вслух, она без смущения продолжила занятия .

- На уроке учителем перехвачена записка девочке от мальчика, который пригласил ее в цирк. Текст читается классу и учитель обруши­вается на подростка, которому рано и стыдно так делать .

- Учителя высмеивают симпатии мальчиков к девочкам и девочек к мальчикам, приглашая посмеяться весь класс .

- Подростки невзлюбили уроков учителя после его насмешек над дружбой подростков-девочек с мальчиками.

- Увидев, что ученик подержал руку девочки в своей руке, учитель­ница посоветовала лучше учиться, а потом заниматься любовью .

Отобрать послание у подростка, прочитать его при всех с соответ­ствующими интонациями, пригласить класс посмеяться над корреспон­дентами - типичная форма вмешательства учителей в отношения подростков. Не стесняются наставники и в выражениях: «рано женихать­ся», «не показывай своего неравнодушия к Д.», «с мальчиками по улице ходить есть время, а на уроки его нет», «какой же ты кавалер?», «сенсация! у нас в классе появились влюбленные.» Типичная реакция подростков — слезы (девочки), побег с урока (мальчики) и, конечно, ненависть к «разоблачителю».

Вызывает у подростков озлобление придирчивость учителей к внешнему виду: прическам, подкрашенным векам, юбкам по их длине. Некоторые учителя сами или даже с помощью вызванных к доске помощников мужского пола пытаются изменить внешний вид виновни­ков этого рода нарушений. Способы оскорбить ученика разнообразны: передразнивают речь, имитируют непонравившуюся походку, смеются над неудачными движениями; выносят словесные экзекуции на собрание, в том числе родительское .обзывают тупоголовыми, уличны­ми девками, свиньями, вечно больными, неряхами, бесперспективны­ми, пригодными учиться только в ПТУ н так далее.

Какие способы обращения учителей с подростками оказываются ненавистными, раздражающими, ведущими к разрыву нормальных отношений? Здесь доминируют прежде всего высокомерие учителя, демонстрация своего интеллектуального превосходства, отсутствие ин­дивидуального подхода, крик, унижение личности, окрики. У подрост­ков выворачивают карманы, а чтобы не разбежались при проведении каких-то работ отбирают сумки, кричат на отдельных и всех вместе и так далее. Но наиболее болезненные травмы учащимся среднего школь­ного возраста наносятся учителями, жестокими, способными на педа­гогические правонарушения. Явления педагогического аморализма выходят за рамки собственно педагогических ошибок или неудачных методов общения учителей с подростками. Здесь имеют место погра­ничные с криминальными формы поведения взрослых. Перейдем к конкретным происшествиям подобного рода и охарактеризуем учитель­скую жестокость, которая, хотя и встречается не так часто, но психот­равмы от которой особенно тяжки.

К таким нарушениям прав подростка есть основание отнести оскорбительные, унижающие достоинство личности, граничащие с. крайним бескультурьем и, мы бы сказали, с бесстыдством, словесные надругательства над провинившимися школьниками. В качестве при­мера приведем несколько сцен.

- Восьмиклассник полной комплекции в ответ на слабый отвит по литературе услышал от учителя: «Жиром оброс, а умом не обрастаешь». Оскорбленный ученик перешел в другую школу.

Перейти на страницу: 1 2 3 4