Конфликты в тактике взаимодействий учичелей с подростками.

Существует два фактора, определяющих профессиональную фи­зиономию учителя: его личностные качества и обученность работать с подростками. Говорить о преобладании того или иного не приходится, так как все зависит от студента и дидактики вузовского формирования у него знаний и навыков решать педагогические задачи. Доказано, что превратить память будущего учителя в хранилище ответов и поступков на все возможные требования практики работы с подростками невоз­можно. Однако мысленная проработка реальностей взаимодействия взрослых и школьников, между которыми неизбежны конструктивные и деструктивные противоречия, непременно формирует априорный запас возможных реакций, решений. Именно это обстоятельство и диктует необходимость восстановить возможно большее число кон­фликтных эпизодов, в которые втягиваются участники учебно-воспи­тательного процесса в школе. По аналогии с предыдущей логикой анализа конфликтогенных ситуаций представим калейдоскоп реаль­ных событий, имеющих непосредственную связь с рассматриваемым вопросом.

К тяжелым последствиям ведут такие неправомерные действия учителей, как мстительность к учащимся и дискриминация в отноше­ниях к отдельным подросткам. И если это больно переживают, но не очснь осознают младшие школьники, то иначе обстоит дело с учащи­мися среднего школьного возраста. Обратимся к подобного рода фактам, зафиксированным исследованиями автора учебника.

— Демонстративно проявляют свою любовь к отдельным учащимся, необязательно отличникам, но чем-то понравившимся учителю .

— Резко отличается стиль отношений к «плохим» и «хорошим» школьникам. Сопровождается это пренебрежением к первым и льготами ко вторым .

- Болезненно воспринимали двойную модель работы учителей с любимыми и нелюбимыми школьниками, что сказывалось и на меж­ученических контактах .

- Дискриминация наблюдалась не только по отношению к учащимся, но и в отношениях к отдельным классным коллективам. Все это видели, учителя и руководители школы не скрывали и даже пытались использо­вать как средство воспитания .

- Неуспевающим и несимпатичным подросткам чинились препятст­вия, когда они хотели активно участвовать в коллективных делах .

- Кричали на нелюбимых подростков и благосклонно реагировали на те же поступки своих любимчиков

- Учительница русского языка. исправляла в контрольных работах ошибки своих любимчиков, чтобы завысить им оценки .

- Снисходительное отношение к слабым и средним ученикам, подчеркивание их природной «серости» .

- Открыто выделяли т. и. лидеров и простых смертных, что приводило к расколу учащихся класса, вражде, дракам .

- Подростки по-разному реагируют на дискриминацию к ним. Некоторые считают, что так и должно быть. Другие же, особенно гордые и физически сильные, протестуют и за пределами школы мстят учитель­ским любимчикам .

Было бы неверным упрощать проблему диференцированного отношения к школьникам, имеющим различные учебные успехи и уровни правосознания и особенно поведения. Мир взрослых норм дает на этот счет довольно ясные установки. Талантливых, предприимчи­вых, гуманистичных, культурных, работоспособных, волевых, умею­щих вести за собой людей и т. д. и нравственно, и юридичегки, и материально, и психологически и по другим условиям общество выде­ляет в особый контингент человеческих натур. Это с одной стороны. С другой - пометить ярлыком подростка, судьбу и будущее которого невозможно предсказать, значит допустить педагогический грех. Самое профессионально непростительное и подобного рола дискриминации со­стоит в том, что в этом случае педагоги рубят сук, на котором сидим мы все: отрицаем свою власть, над формированием личности и блокируем у подростков осознание широких возможностей своего развития.

Острее воспринимаются учащимися среднего школьного возраста столкновения с учителями, допускающими грубо открытое или маски­руемое нарушение педагогической этики. Бестактность учителя по отношению к подросткам справедливо относят к эпидемическим явле­ниям. Быть может, это объясняется отсутствием юридических требова­ний к правовой подготовке учителей и тем, что в учебные планы педвузов не включены теория и практика педагогической этики? Ансамбль болезненных последствий публичного посрамления будуще­го взрослого человека на глазах сверстников труднообозрим. Эту часть главы следует проработать с особой тщательностью, чтобы в личном профессиональном кодексе педагогической чести был комплекс клятв себе исключить оскорбление школьников в любых случаях.

Далее вниманию читателя представляются иллюстрации педаго­гической бестактности во всем ее многообразии. Не прибегая к точной статистике распространенности конкретных видов психологического травмирования учителями подростков, рассмотрим факты, расположив их по убыванию частоты.