Конфликты дисциплины

Попытка выразить статистическую картину типовых стрессогенных и конфликтогенных происшествий в ходе обучения подростков позволяет выделить в качестве преобладающих ситуации - нарушения преимущественно учащимися и редко педагогами тех или иных правил и порядков, без которых учебный процесс немыслим. Среди фактов негативного поведения выделяются как неспровоцированные, так и вызванные действиями учителей. Как далее будет показано, действия подростков в

их индивидуальной и групповой формах часто противо­речат здравому педагогическому смыслу и происходят как проявление того, что в истории педагогики известно под именем «дикой резвости». Обе конфликтующие стороны порой доводятся до нервных срывов и в состоянии аффекта могут не давать отчета своим поступкам. Плачут обиженные подростки, плачут оскорбленные учителя. Рассмотрим конфликты, происхождение которых связано с педагогическим непро­фессионализмом учителей.

1. Учителя не владеют классом, не в состоянии организовать познавательный процесс и вовлечь всех в работу. Приведем примеры, взятые из практики общеобразовательной школы.

- Учительница, в начале урока обнаружила, что никто не выполнил домашних заданий, все сидят и разговаривают между собой, не обращая внимание на нее. Учительница заплакала и, хлопнув дверью, выбежала из класса .

- Уроки географии в сравнении с другими были неорганизованными. Подростки потешались над учительницей, которая часто бросала класс и уходила .

- Преподаватель черчения не обладал никакой методикой, нс умел учить, боялся учеников. Часто использовал метод запугивания вызовом директора или завуча .

- На уроках английского языка учительница не могла, не хотела навести порядок. Она отшучивалась. Мы просили не ставить нам двойки и за это обещали ей цветы. Она с улыбкой соглашалась .

- Учитель пения не обращал внимания на то, что делалось в классе. Его никто не слушал. Но он был спокоен и вел урок, будто все идет как надо .

- В ответ на беспорядок в поведении учащихся учитель громко кричал, бил ладонью по столу, грозил вызвать родителей или админи­страцию школы. Сам же был не в состоянии разобраться в том, что же происходит на его уроке .

. - Дисциплины на уроках классного руководителя никогда не было. Она имела обычай делать замечания всем и никому. Кричала на всех сообща, не требуя порядка от отдельных даже самых шумных учащихся .

- Учительница буквально изматывала своими громкими замечания­ми по каждой мелочи. Толку от таких требований, которые сыплются градом, никакого.

- Весь класс после просмотра фильма «Республика ШКИД» на уроке литературы выразил свой протест мычанием с помощью нераскры­того рта .

- Постоянный крик учителя спровоцировал неуважение, грубость, шум учеников на его уроках .

- Классный руководитель вела себя развязно и даже 8 марта называла нас группой нахалов, сбродом .

- Чтобы показать свою самостоятельность, весь класс ушел с урока литературы в кинотеатр .

- Шум учеников на уроке привел к тому, что учитель физики в наказание не стал демонстрировать опыт по теме .

В том же ключе подростки «ногами» доказывают свою свободу от требований к дисциплине в школе и на уроках. Заболел учитель химии, хотя пришла замена, все дружно испаряются. Класс злорадствует, наблюдая грубость ученика в адрес учительницы. В знак протеста все -не пришли на урок учителя, который проявил несправедливость при распределении транспорта для экскурсии. На уроке нового преподава­теля все отказываются отвечать из-за своей любви к ушедшему в другую школу. Уходят все с урока:просто не хотят учиться. Препода­ватель истории пересказывала школьный учебник. Ее не взлюбили и на уроках никогда не было настоящей дисциплины. Студентка-прак­тикантка не выдержала плохого поведения учащихся и в слезах покинула класс. А все потому, что она сначала взяла приказной тон, сама неумела читать стихи. Не люблии классного руководителя, хотя она и отдавала много сил работе с коллективом. Но распространяла наши секреты, нетактично советовала, кому с кем дружить .

Перейти на страницу: 1 2