Конликты как барьеры в педагогическом общении.

В целях дальнейшего приближения к понятию «педагогического конфликта»целесоо6разно рассмотреть его толкование на наднаучном уровне. Интерес представляет собой работы, посвященные теории

конфликта. Не вдаваясь в подробности, подчеркнем ее основные положения в тезисной форме.

Социальный прогресс неразрывно связан с конфликтами

и их

разрешением. «Конфликт — это стимул и тормоз прогресса, развитие и деградация, добро и зло» //. Если природа, по мнению Эйнштейна, сложна, но не злонамеренна, то с конфликтами дело обстоит иначе. Конфликтующие силы могут быть злонамеренными, доброжелатель­ными или нейтральными. Как отмечают авторы известной научной монографии «Введение в теорию конфликта» //, современная наука не идет дальше прагматично узкого или декларативного освещения теории конфликтов. Конфликт как социальный или технический фе­номен присущ сложным системам. Конфликтность и слабопредсказуемость — существенное свойство сложных систем. Следовательно, рассмотрение конфликтов в педагогической сфере имеет смысл только тогда, когда они анализируются как атрибут функционирующей и развивающейся педагогической, дидактической, управленческой н дру­гих систем. А такие параметры систем, как слабая предсказуемость отдаленных последствий, может быть с полным основанием отнесена к образовательно-воспитательной системе, системе работы школы, вуза, института повышения квалификацни педагогов.

Специалисты по теории конфликтов считают возможной при исследовании и управлении конфликтами их метризацию. Конфликт определяется как «способ взаимодействия сложных систем». Он может служить фактором разъединения и объединения конфликтую­щих сторон. Конфликты двух систем могут приводить к образованию надсистемы, которая представляет собою новую целостность. В управ­лении системами, вступающими в конфликт, существенное значение имеет дефицит информированности конфликтующих о состоянии друг друга. Важнейшим гносеологическим инструментом могут служить системные модели, которые могут строиться на уровне

их генерализа­ции, сложных конструкций при возможности их экспериментальной проверки. Одним из типичных социальных явлений, социальных конфликтов выступает столкновение между нормативными предписа­ниями и реальным положением дел. Приведем еще несколько утверж­дений теоретиков конфликта.

1. Конфликт - главный имманентный фактор прогресса.

2. Возрастает число крупномасштабных конфликтов, требующих эффективного решения в сжатые сроки.

3. Конфликтно есть нечто исключительное. Это не конфронтация. Это способ преодоления противоречий, способ взаимодействия слож­ных систем. Т. е. вполне нормальное явление.

4. Понятийный аппарат К. включает такие периферийные терми­ны, как «качество», «эффективность', «процесс», «сила». К ним примыкают специальные понятия из социальных, психологических,

технических наук.

5. Конфликт может нарушать порядок, поддерживать порядок,

устанавливать новый порядок.

6. Современная концепция конфликтов охватывает сферы: ноосферу, биосферу, акосферу, техносферу, живую и неживую материю.

7. Предлагаются два пути системного исследования конфликта с применением математического аппарата. Первый предполагает описа­ние взаимодействия систем в общем виде с учетом всех существенных факторов. Зафиксировать характеристики конфликтующих сторон, причины, механизмы, ход, исход конфликта. В результате образуются крупные модели, дающие многоплановый результат. Второй путь исследования конфликта представляет собой проникновение аналити­ка в предварительно выделенные факторы конфликта и построение простейшей модели для оценки весомости причин и последствий столкновения.

8. Конфликт означает борьбу за достижение конкретных целей конфликтующих сторон. Существуют общие законы, на основании которых развиваются процессы противоборства.

9. Проблема конфликта раскрыта в обширной научной литературе, однако, как подчеркивают авторы аннотируемого источника по теории конфликта, единого согласованного и общепринятого определения конфликта не существует.

10. Конфликты, даже будучи типовыми, всегда ситуационны и

уникальны.

11. Конфликт - сложная система противоборства со слабо пред­сказуемым поведением конфликтующих.

12. В условиях научно-технического прогресса происходит изме­нение эргатических систем, («эргатическая» означает единство инди­вида социума и техники). Некоторые специалисты по конфликтологии считают, что и в человеке имеют место явления эргатичности поведения и мышления.

13. Важнейшим фактором формирования единой генерализованной модели конфликта является информативность процессов и явлений в условиях конфликтного взаимодействия. Определенное значение для понимания конфликтов в педагогических системах имеют теоретичес­кие описания социальных конфликтов. Один из вариантов моделиро­вания социальных конфликтов дан в комментируемой монографии. Авторы выдвигают в качестве конфликтующих систем ситемы действий «функционеров», «интеллектуалов», «руководителей». Основным по­лем противоборства назван «бюрократизм» этих трех категорий взаи­модействующих лиц. Социальный конфликт протекает в трех сферах:

Перейти на страницу: 1 2 3