Заключение.

Будущее общество, как мы уже отмечали, зависит от воспитания подрастающих поколений. И в данной работе мы рассмотрели зависимость воспитания детей от психолого-педагогической культуры родителей, в частности такого его компонента, как эмпатия.

Эмпатию определяют как внерациональное познание человеком внутреннего мира других людей, вчувствование. В психолого-педагогической литературе можно также встретить следующее определение эмпатии: эмоциональная отзывчивость человека на переживание другого. [ ] Как эмоциональный отклик осуществляется в элементарных (рефлекторных) и высших личностных формах (сочувствие, сопереживание, сорадавание). Формы эмоционального отклика осуществляется через механизм децентрации. Способность к эмпатии чрезвычайно важна в детско-родительских взаимоотношениях, в том числе в младшем школьном возрасте. Несмотря на то, что кризис семи лет уже миновал, родителям важно учиться взрослеть вместе с ребенком, учиться понимать его. Иначе в подростковом возрасте в детско – родительских отношениях могут появляться весьма серьезные проблемы.

Судя по результатам психодиагностического исследования, можно заявить, что эти проблемы уже возникают. Низкий уровень эмпатии родителей провоцирует отчуждение в семейных отношениях, рост тревожности и агрессивности у детей, иные эмоционально – личностные проблемы. В этом мы убедились анализируя теоретические материалы по данной проблеме и проведя психологическое обследование родителей и детей.

Низкий уровень эмпатии родителей мешает эффективности воспитанию, проявлению творчества в воспитательном процессе. Поэтому задачей психолога является повышение психолого-педагогической культуры родителей, в частности развитие эмпатических тенденций у родителей. Параллельно с этим необходимо вести работу с детьми по коррекции таких негативных личностных проявлений, как агрессивность, замкнутость, страхи, тревожность. Проводимая нами в рамках исследования коррекционно-развивающая работа была направлена именно на это. Данная деятельность носила характер тренинговых, психогимнастических занятий, ролевых игр. И, опираясь на отзывы родителей, детей, педагогов, мы можем констатировать, что эффективность данной работы налицо.

Таким образом, опираясь на теоретический анализ материала, данные психолого-педагогического исследования, мы можем констатировать, что вторая часть выдвинутой нами гипотезы практически подтвердилась. То есть у всех испытуемых родителей обнаружился низкий уровень развития эмпатии и, соответственно, в рисунках всех детей мы наблюдали эмоциональное неблагополучие. Но, мы также продолжаем предполагать, что высокий уровень эмпатии обусловливает эмоциональное благополучие в детско – родительских отношениях.

Подводя итог, мы можем сказать, что задачи, стоявшие перед нами, были разрешены с помощью теоретического и практического анализа проблемы эмпатии у родителей младших школьников. С помощью психодиагностичес-кого исследования мы нашли практическое подтверждение выдвинутой нами гипотезы.

Таким образом, мы можем констатировать, что цель психолого-педагогического исследования была достигнута.