Применение компьютера за рубежом

Французская школа представляет собой яркий пример широкого применения но­вых технологий обучения, рожденных со­временной научно-технической революци­ей. Эти технологии сокращают время ус­воения учебного материала, повышают ин­терес к учению, усиливают связь «учи­тель — ученик». Особенно важно то, что их использование решает проблему индиви­дуализации учебного процесса, позволяет конкретизировать цели обучения, осущест­влять педагогическую коррекцию, давать оценку уровня достижений для каждого школьника.

Лучшие компьютерные про­граммы составлены с расчетом, чтобы не­верный ответ был непременно скорректи­рован машиной. Такое учение превращается в увлекательную игру: чем больше правиль­ных ответов выдает школьник, тем азартнее игра, острее желание познать новое, что­бы правильно ответить машине. Наконец, современные ЭВМ позволяют осуществлять подобное игровое обучение в оптималь­ном для каждого учащегося ритме.

В самом деле, слабые ученики, восполь­зовавшись новыми технологиями, имеют возможность выполнять учебные задания в «своем ритме», обращаясь, например, к помощи компьютера, в котором зало­жены вопросы и ответы на них. Боль­шую пользу отстающим школьникам может принести «компьютерный редактор»: рабо­тая над ошибками, ученик печатает на эк­ране терминала тексты, манипулирует ими, что оказывается определенной мотивацией при овладении правилами письменного языка.

Обучение становится более эффективным, что позволяет, например, частично отказаться от домашних заданий и высвободившееся время использовать для разнообразной творческой деятельно­сти учащихся. Благодаря перевороту в тех­нических средствах растет интерес детей к учению, по-иному индивидуализируются занятия, реализуются новые возможности эффективного управления учебным процес­сом. Привлечение нетрадиционных техно­логий способствует развитию конкретного и абстрактного мышления, навыков само­стоятельной, сосредоточенной работы.

Проб­лемы внедрения новых технологий не сводятся лишь к их эксплуатации. В цент­ре внимания стоит школьник, на которого следует ориентироваться при ис­пользовании новейшей техники как орудия познания, вписанного в учебный процесс, при подготовке учебных программ, при создании специализированных центров.[20]

Шведская школа в местечке Фэрила считается лучшей в Ев­ропе. Каждый из четырехсот учеников этой районной девятилетки имеет персональ­ный компьютер — ноутбук. Не считая обычных стационарных компьютеров, ус­тановленных в классах. Вот почему учить­ся в такой школе можно не выходя из дома: по интернету получил задание, сделал работу и отослал ее по электронной почте учителю.

Правда, в школу ребята пока ходят, вернее, съезжаются со всего района. Со­рок опекающих их учителей и воспитате­лей (для шестилеток из подготовительно­го класса) считают, что нынешние дети — поколение постиндустриального обще­ства. Сохраняются здесь и традиционные методы обучения, а значит, как прежде, не обойтись без ручек, тетрадей, учебни­ков. «Сидячую» же работу у компьютера мальчишки и девчонки компенсируют активной работой в столярной и слесар­ной мастерских, на уроках домоводства, в химической лаборатории, на танцеваль­ных вечерах и в школьном мини-зоопар­ке.

После девятилетки шведские школьни­ки еще три года учатся в гимназии, полу­чая стипендию. Обязательные предметы — шведский и английский языки, матема­тика, природоведение, обществоведение, религия, физкультура. В гимназии города Юсдаля на 1000 учеников приходится 80 учителей. Здесь специализируются на мультимедиа, а потому ребята на специальных уроках изу­чают еще компьютер, средства массо­вой информации, коммуникации, медиапродукты и т.д. И в зависимости от того, какую профессию собирается выбрать выпускник, он еще выбирает курс либо фотодела, либо выставоч­ный, либо графических коммуника­ций, звуковых медиа- или печатной техники. Богатые гимназии могут по­зволить себе еще курс анимации. Вы­пускных экзаменов в шведских школах нет. Вместо этого ребята делают курсо­вую работу — защищают свой проект. В результате из гимназии выходят люди, которые сразу могут организо­вать собственный бизнес или по кон­курсу аттестатов поступить в институт – только в немногих вузах, пользующих­ся особым спросом среди абитуриен­тов, половина поступающих сдают вступительные экзамены.[21]