Урок истории, литературы, родного и иностранного языка

В науке существуют различные точки зрения на возможность применения компь­ютеров в гуманитарной области. Одни ученые считают, что это может привести к дегума­низации образования, и предлагают ограни­чить область применения компьютеров сферой предметов естественно-математи­ческого цикла. При этом высказывается точка зрения, что именно гуманитарные предметы должны выступать своего рода защитой человека от ЭВМ. Другие утверж­дают, что разумное использование компь­ютеров в школьном гуманитарном образо­вании может дать положительные результа­ты, иногда даже более эффективные, чем при традиционной методике обучения.

Оставив крайние точки зрения, рассмот­рим возможности использования компьютера в качестве эффективного средства обучения на уроках истории, литературы, русского и иностранного языков и т. д.

Большинство методистов считают, что компьютер целесообразно применять лишь при условии хорошего программного обес­печения в случае действительной необходи­мости. Программы, применяемые в гумани­тарном образовании, подразделяются на два основных вида: тренировочные и обуча­ющие.[13]

Первые, предназначенные преимущест­венно для отработки и закрепления умений и навыков (хронологических, картографиче­ских, лингвистических и др.), не только предъявляют информацию (текст, график, дату, карту), но дают решение или правиль­ный ответ. Существует точка зрения, что эти программы рассчитаны на детей с за­медленным уровнем развития. В обычном классе они не целесообразны, так как имеют ограниченное педагогическое воз­действие. Это подтверждает и зарубежный опыт.

Вторые направлены на реализацию знаний и умений на уровне требований предмета. Обучающие программы можно классифицировать так:

1. Демонстрационные, которые показыва­ют запланированный ход того или иного явления, используя графические, цветовые, звуковые возможности компьютера.

2. Моделирующие, которые позволяют получить различные результаты, меняя факторы, влияющие на ход событий. Напри­мер, учащиеся могут моделировать с по­мощью компьютера войну, восстание, рево­люцию, переворот и т. д. Им предлагается выступить в качестве руководителя или участника события; принять решение на основе сбора и анализа всей имеющейся информации. Компьютер помогает преодо­леть упрощенный, прямолинейный, тради­ционно-описательный подход к рассмотре­нию исторических явлений и процессов, способствует выработке альтернативного взгляда на события прошлого и совре­менности во всей их сложности и противо­речивости.

3. Обучающие игры — программы, со­здающие ситуацию, цель которой — разви­тие интересов и способностей школьников, навыков работы с компьютером.

4. База данных — это программы, основа которых — способность ЭВМ хранить огромную информацию и оперативно пред­ставлять ее учащимся при решении тех или иных познавательных задач. Например, для ответа на вопрос по истории учащимся необходимо проанализировать документы и отобрать в них необходимые факты, понятия, идеи и др. Такая работа обычно занимает много времени, а с помощью компьютера это можно сделать неизмери­мо быстрее. Наиболее распространены базы данных, относящиеся к хронологии, народонаселению, местам событий, истори­ческим деятелям, документам, статистике и т. д. Использование баз данных особенно актуально в связи с наличием «извечной» методической проблемы глубины и прочно­сти знаний. Известно, что возможности человеческой памяти ограниченны (не бо­лее 5 % получаемой информации)[14], а источ­ники информации часто труднодоступны, поэтому преимущества синтеза человече­ской и компьютерной «памяти» в виде баз данных очевидны.

Поиск истины путем самостоятельной работы с информационными базами дан­ных — вот реальный путь перестройки ме­тодической системы обучения обществен­ным и другим гуманитарным дисциплинам. Приобретая опыт работы с базами данных, учащиеся смогут самостоятельно находить решение самых различных учебных задач.

Компьютер особенно эффективен при обучении обществоведению и новейшей истории, которые наиболее тесно связаны с современной действительностью. Воз­можность оперативного использования на этих уроках последних статистических дан­ных и текущей общественно-политической информации значительно повышает обра­зовательно-воспитательное воздействие курсов. Ни одно другое средство обучения не может предоставить таких возможно­стей, так как обновление их содержания происходит относительно медленно. Осо­бенно это касается школьного учебника, который переиздается раз в 4 года.

Перейти на страницу: 1 2