Введение

Информатизация общества в современных условиях предусматривает обязательное применение компьютеров в школьном образовании, что призвано обеспечить компьютерную грамотность и информаци­онную культуру учащихся.

Внедрение компь­ютерной техники может позволить одно­временно искать ответ на несколько вопро­сов. Следовательно, в обучении гумани­тарным предметам возникает возможность применять такие педагогические приемы, которые позволяют одновременно рабо­тать по нескольким направлениям, за минимальное время обрабатывая огром­ную информацию, так как человеческая память и мышление получают существен­ную помощь на этапе отбора и сопоставле­ния исходных данных.[1] При этом суще­ственно меняется положение как ученика, так и учителя, по-иному строится их познавательная и обучающая деятельность.

Еще совсем недавно большинству практи­ков да и педагогам-исследователям обсуж­дение различных аспектов проблемы «Шко­ла и ЭВМ» представлялось малоактуаль­ным. На первом эта­пе постановки курса информатики и вычислительной техники в средних школах уточнялось содержание понятий, отрабатывались методики обу­чения, создавались учебные планы и про­граммы. Что же мы имеем сейчас? Почти во всех школах созданы кабинеты ВТ и ра­ботают учителя информатики. Теперь среди важнейших задач совер­шенствования содержания образования прямо формулируется необходимость воо­ружать учащихся знаниями и навыками использования современной вычислитель­ной техники, обеспечить широкое примене­ние компьютеров в учебном процессе, создавать для этого специальные школьные и межшкольные кабинеты.

И так, из каких конкретно компонентов состоит компь­ютерная грамотность выпускника средней школы? Он должен знать общие принципы устройства, работы ЭВМ и ее логико-функциональной структуры, основные на­правления их использования в народном хозяйстве, уметь самостоятельно поставить и решить с помощью ЭВМ простые задачи на вычисление, управление, моделирова­ние, хранение и обработку информа­ции.

Учитывая быстрое развитие индустрии математического обеспечения, интенсив­ную разработку различных пакетов при­кладных программ, можно достаточно обоснованно предположить, что подавляю­щее большинство будущих пользовате­лей ЭВМ не станет самостоятельно готовить программы для решения собственных про­изводственных задач.

А это значит, что общеобразовательное значение в составе компьютерной гра­мотности имеют те знания и умения, которые позволяют достаточно уверенно пользоваться персональной ЭВМ и применять ограниченный набор готовых средств программного обеспече­ния: работа с текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами, записной книжкой и пр. Овладение всеми этими знаниями и умениями и должно выступать в качестве целевой установки для нового общеобразовательно­го, а не специального профессионального учебного предмета в общеобразовательной школе.

Некоторым придет­ся изучать основы программирования и са­мостоятельно или с помощью профессиона­лов составлять программы. Но таких будет немного. Научиться же формулировать требования к заказываемой программе или пользоваться компьютером с готовыми программами придется чуть ли не каждому специалисту. А для этого нужно понимать, что можно поручить машине и как сформу­лировать это поручение, ибо «дотошность» ЭВМ требует четких и, главное, одно­значных формулировок.

Необходимость автоматизации обучения обосновыва­ли несколькими соображениями: даже са­мый талантливый учитель не в состоянии одновременно адаптироваться к разным уче­никам; в отличие от учителя — человека обучающая машина бесконечно терпелива, неутомима и беспристрастна. Один из аргу­ментов созвучен известным словам К. Д. Ушинского о том, что «учитель не есть машина для задания и спрашивания уроков»[2], т. е. отражает стремление, так сказать, демашинизировать учительский труд, оставить в нем лишь то, что достой­но высококвалифицированного специалиста.

Перейти на страницу: 1 2 3 4