Механизмы реализации программы

Общей теоретической посылкой проведение реализации программы принято положение о приоритете социального контекста в психическом развитие ребенка, согласно которому, как считают А.Г. Асмолов и Г.А. Ягодин*, реформы педагогических методов и технологий вряд ли приведут к успеху, если не реформирована организация жизни ребенка. Ведущей стратегией поиска педагогических технологий становится стратегия построение развивающего образа жизни, различных обучающих и воспитывающих средств с высокими социальными характеристиками. Новизна подхода заключается в том что механизмы реализации программы строятся не на основе прямого воздействия психологов и воспитателей, но посредством создания специально-структурированной социальной среды, условия совместной деятельности, в которой стимулируют внутригрупповые и межгрупповые механизмы социализации личности. Приоритет групповых факторов социализации позволяет осуществлять крупномасштабную педагогическую акцию в ОМЦ «Монолит»

Вакуум насос принцип работы вакуумного насоса.

* В разделе использованы научные разработки А.С. Чернышева и Ю.А. Лунева

При разработке методологических основ воздействия на личность создатели программы опирались на положение о системной детерминации психических явлений, сформулированных Б.Ф. Ломовым. Многоплановость, многоуровневость, многомерность личности, находящейся в постоянном развитии и включающей в себя явления разных порядков, требуют построения системы психологических воздействий и выбора интегральной личностной характеристики в качестве предмета реабилитации. Наиболее адекватно целостность личности описывается понятием «социальное самочувствие личности». В нем отражаются два основных пласта отношений: отношение к образу «я» и отношение к социальному окружению. Таким образом, главным социально-психологическим механизмом является восстановление благоприятного социального самочувствия личности, т.е. положительного «я» образа и личностной позиции социального оптимизма и созидания. Оптимизация отношений личности с социумом как исторически начальной ступени ее социализации есть главное условие формирования положительного отношения к себе.

Социально-психологическим механизмом оптимизации взаимодействия личности и общества выступает осознание личностью характера и динамики этого взаимодействия через призму собственного статуса первичного коллектива. Для успешной социализации необходимо обеспечить личностную удовлетворительность статусно-позиционной структурой. Социально-психологическая реабилитация личности школьников основывается на экспериментальном структурировании социальной среды с высокими характеристиками совместной жизнедеятельности, главными субъектами которой являются личность и первичный коллектив, т.е. создается особый микро социум, отличающийся по ряду существенных показателей от обычной среды – своего рода социальный оазис.

Такими показателями являются:

¨ высокий уровень общественного признания социальной общности центра в регионе;

¨ содержательная совместная деятельность, ориентированная на высокие социальные ценности;

¨ значительная автономия личности и первичных коллективов и стимулирование их инициативы (субъктности);

¨ взаимозависимый характер совместной деятельности, осуществляемый в едином физическом и психологическом пространстве;

¨ стимулирование кооперативных форм межгруппового взаимодействия;

¨ паритетность взаимоотношений педагогического и детского коллектива.

Главным средством воздействия являются вышеуказанные условия совместной жизнедеятельности, которые обеспечивают высокий уровень мотивации достижения успеха и раскрытия творческого потенциала личности, актуализируют ее лучшие стороны, дают простор для позитивного самоутверждения личности.

Атмосфера деловой активности, уважительного отношения к каждому, эстетическая насыщенность повседневной жизнедеятельности и совместные переживания успехов и неудач в ОМЦ «Монолит» создают особое эмоциональное родство молодых людей, формируют их нравственное и эстетическое сознание. Паритетное направление психологического воздействия заключается в формировании в каждой группе свойств, как субъекта деятельности, так и субъекта общения. Именно это придает конструктивный характер гуманистическим новообразованиям личности.