Комплекс упражнений для детей дислаликов

Если звук угадал, верно слово ты назвал

Цель. Показать ребенку, что с изменением звука может измениться и слово. Описание. Предложить ребенку правильно повторять за взрослым 2 слова, у которых с заменой дифференцируемых звуков с и ш меняется их смысл. Ребенок должен после повторения каждой пары слов раскрыть их смысловое зна­чение. Например, объяснить, что такое мишка и что такое миска, и указать, в каком слове звук с, а в каком — ш. Можно взять следующие слова: кашка — каска, мишка — миска, крыша — крыса и др.

На картинку посмотри, ее верно назови

Цель. Научить ребенка не смешивать звуки с и ш, когда они встречаются в одном и том же слове. Описание. Подобрать картинки, в названии которых од­новременно встречаются звуки с и ш, и попросить ребенка правильно их назвать: Саша, шоссе, сушки, старушка, сол­нышко, машинист, стеклышко, пушистый снег и др. При отсутствии картинок можно предложить ребенку повторять эти слова за взрослыми.

Кто лучше придумает?

Цель. Научить ребенка правильно употреблять звуки с и ш во фразах. Описание. По картинкам, подобранным для пред­ыдущего упражнения, ребенок должен составить пред­ложения и правильно произнести их. Если нет карти­нок, взрослый называет слово, а ребенок составляет с этим словом предложение. Можно соревноваться, чье предложение интереснее. Сначала предложение дол­жен составить взрослый, а затем ребенок. Например, со словом шоссе можно составить такую фразу: Саша шла по тропинке вдоль шоссе.

Дифференциация последующих пар звуков з — ж, ц — ч и с' — щ отрабатывается в том же порядке.

При уточнении изолированных звуков используют­ся звукоподражания: при уточнении звука з нужно вспомнить, как звенят комары, звука ж — как жужжат жуки, звука ц — как Маша пригрозила расшумевшимся куклам, звука ч — как стрекочет кузнечик, звука с' — как льется тоненькая струйка воды из крана, звука щ — как шипит змея.

Шестой комплекс

(для дифференциации звуков л — р)

Завести мотор у самолета

Цель. Уточнение и отработка артикуляции звука р (Язык находится за верхними зубами и там вибрирует.) Описание. Предложить ребенку длительно произносить звук р, подражая звуку мотора у самолета. Обратить его внимание на то, что широкий кончик языка поднят к нёбу и дрожит.

Пароход гудит

Цель. Уточнить и отработать артикуляцию звука л. (Язык поднят за верхние зубы и там прижат.) Описание. Предложить ребенку длительно произне­сти звук л, напоминающий гудок парохода. Обратить его внимание на то, что кончик языка прижат к нёбу и не двигается.

Угадай, что это

Цель. Научить ребенка различать звуки л и р при их сопоставлении, опираясь на слуховые и кинестетические ощущения. Описание. Поочередно не спеша произносить звуки л и р. Ребенок соответственно должен показывать то на кар­тинку, изображающую пароход (если слышит звук л), то на картинку, изображающую самолет (если слышит звук р). Потом показывать ему то картинку с пароходом, то картин­ку с самолетом. А ребенок соответственно называет или звук л, или звук р.

Седьмой комплекс

(для дифференциации звонких и глухих звуков т — д, п — б, к — г, ф-в, с — з, ш — ж)

Поехали в вагончике

Цель. Проверить произнесение звука т и одновременно обратить внимание ребенка на то, что в образовании звука т голос не участвует. Описание. Предложить ребенку несколько раз не спеша произнести звук т, напоминающий звук, кото­рый издают колеса поезда: «т-т-т .». Обратить его вни­мание на то, что когда мы произносим звук т, голос «спит» и стенки его домика не дрожат. Чтобы ребенок убедился в этом, приложить тыльную сторону его руки спереди к шее. Следить, чтобы ребенок произносил звук т тихо и без добавления гласных (т. е. не тэ, та, ту, ты,) а т, так как в образовании гласных звуков участвует голос и ощущается вибрация от колебания голосовых связок.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6