Заключение.

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Нравственные ориентиры в настоящее время претерпевают многочисленные изменения, зачастую это выражается в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому проблемы нравственного воспитания школьников актуальны в наше время.

Этой работой мы подтвердили «закономерность нравственного воспитания», которую сформулировал В.А. Сухомлинский: «Если человека учат добру - …в результате будет добро». Только воспитывать надо постоянно, требовательно, настойчиво, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

В соответствии с поставленными в начале исследования задачами были:

1) показаны, что изменяются ценности, а это означает падение нравственности. Поэтому главной задачей школы, классного руководителя является нравственное воспитание;

2) проанализированы ключевые понятия исследования:

нравственное воспитание – целенаправленный двухсторонний процесс формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения;

форма воспитания – это способ организации воспитательного процесса;

методы нравственного воспитания выступают как пути и способы формирования нравственного сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и привычек поведения;

3) выделены задачи и функции классного руководителя;

4) указаны основные формы нравственного воспитания: классный час, беседа, диспут по вопросам морали, читательская конференция и формы приобщения учащихся к искусству;

5) выяснили, что методы убеждения и методы упражнения, которые использовали в основном, дополняют методы стимулирования (поощрения и наказания), коррекции поведения, игровых ситуаций, метод дилемм и главный метод воспитывающих ситуаций. Методы нравственного воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве;

6) выделены правила общения в процессе нравственного воспитания;

7) разработаны этические воспитательные дела, с использованием разных методов, для 5-6 классов.

Тема нравственности в нашем исследовании рассмотрена не полностью, так как не затронуты аспекты диагностики, учёт возрастных особенностей, работа с трудными детьми и некоторые другие. Окончательный вывод может быть сделан при апробации данных этических воспитательных дел на практике.