Чтение и обсуждение на тему «Умение понять и помочь».

Цель. Воспитать умение сочувствовать товарищу. Воспитать стремление и умение помогать людям. Формировать понятие о необходимости заранее обдумывать каждое свое действие.

Оборудование. Басня И.А. Крылова «Пустынник и медведь.

Ход. Заранее скажите ребятам, чтоб они прочитали басню И.А. Крылова.

Классный руководитель: Сегодняшнее наше занятие будет посвящено обсуждению прочитанного произведения. Кто бы хотел перерассказать своими словами басню? (Один ребёнок перерассказывает.) Классный руководитель: У меня возникли такие вопросы к басне:

- Хотел ли медведь помочь?

- Что сделал медведь на самом деле вместо помощи?

- Почему автор басни написал: «Услужливый дурак опаснее врага»? (Дети пытаются ответить.)

Классный руководитель: Из всего вами сказанного можно сделать вывод: недостаточно хотеть помочь, нужно помогать обдуманно, разумно иначе не поможешь, а навредишь. А что же нужно сделать, чтобы помощь была настоящей, умной? Давайте разберём на примере.

- Ваш товарищ сидит грустный. Как ему помочь? Подойти и рассказать смешную историю? (Ребята начинают размышлять над проблемой.) Правильно … (назвать имя ученика), а если у него настоящее горе? Тогда вы не можете и не насмешите, а только сделаете ещё хуже своим непониманием. Грустным можно быть по разным причинам. Что же делать? (Ребята дальше рассуждают.) Вы должны, прежде всего, узнать, что с человеком. Ну, а что делать дальше?

(Ученики оживленно начинают подавать советы.) Вено, ребята, первые пришедшие в голову слова или поступки не могут по-настоящему помочь, сделать лучше другому. Недостаточно выяснить, что с человеком, надо глубоко посочувствовать ему (т.е. поставить себя на его место, почувствовать то же, что чувствует он), а затем быстро и хорошо подумать, что поможет человеку в этой ситуации, при таком состоянии.

Классный руководитель: А сей час ребята, я посмотрю, как вы поступите в этой ситуации: представьте, что ученик потерял в школьной раздевалке свою одежду. Мне нужен человек, кто будет играть эту роль. А все остальные будут его утешать и поддерживать. (Идёт разыгрывание ситуации.)

Классный руководитель: Давайте подведём итоги. Как же правильно, разумно помочь другому человеку? ( Ребята при помощи педагога делают вывод.)