Критерии оценки настольных, компьютерных и иных

игр, игрушек и игровых сооружений для детей

Критерии оценки настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей предназначаются для использования в деятельности организаций, проводящих экспертизу, при проведении экспертизы игрушки. Критерии рекомендуются предприятиям - изготовителям и торговым организациям для контроля за качеством игрушки. Критерии могут использоваться работниками системы дошкольного образования для создания предметно-развивающей среды в образовательных учреждениях. Устанавливаются две группы Критериев. Критерии группы 1 обеспечивают безопасность ребенка, его защиту от негативных влияний игрушки на здоровье и эмоциональное благополучие. В эту группу включены Критерии, защищающие ребенка от таких качеств игрушки, которые:1. Провоцируют ребенка на агрессивные действия.2. Вызывают у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых выступают играющие партнеры (сверстники, взрослые) или сама сюжетная игрушка.3.Провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием.4.Вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки возрастной компетенции ребенка.5.Провоцируют ребенка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей. В состав Критериев группы 2 включены качества игрушки, направленные на обеспечение развития ребенка:1. Полифункциональность. Игрушка может быть гибко использована в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях.2. Возможность применения в совместной деятельности. Игрушка может быть пригодна к использованию в коллективных видах деятельности (в том числе и с участием взрослого) и может инициировать совместные действия.3. Дидактическая ценность. Игрушка выступает средством обучения ребенка.4. Эстетическая ценность. Игрушка является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; может являться изделиями художественных промыслов. Наличие у игрушки хотя бы одного из качеств группы 1 означает несоответствие этой игрушки Критериям. Наличие у игрушки хотя бы одного качества группы 2 свидетельствует о ее образовательной ценности. Экспертиза игрушки носит комплексный, многоаспектный характер, основанный на качественном и количественном анализе. Качественный анализ игрушки проводится на основе Критериев группы 1 и группы 2. Количественный анализ игрушки проводится методом экспертной оценки. Метод экспертной оценки предусматривает выведение интегральной оценки на основе индивидуальных оценок экспертов. Для получения интегральных оценок (ИО) используются система балльных оценок и следующая формула расчета: ИО = Сумма по N (A1 x A2 x .A5( K1 + .K4)) / N где А - индивидуальные оценки экспертов, присвоенные в соответствии с Критериями группы 1; К - индивидуальные оценки экспертов, присвоенные в соответствии с Критериями группы 2; N - количество экспертов, принимающих участие в экспертизе игрушки; Сумма - сумма индивидуальных оценок экспертов. В соответствии с Критериями группы 1 игрушке присваивается 0 баллов или 1 балл, следовательно, коэффициент А принимает значение 0 или 1. В соответствии с Критериями группы 2 игрушка оценивается от 1 до 5 баллов, следовательно, коэффициент К принимает значение от 1 до 5 (1 - данное качество выражено минимально, 5 - данное качество выражено максимально). Значение ИО, равное 0, означает, что игрушка не соответствует Критериям (ИО принимает значение 0, если одному из Критериев группы 1 присвоено 0 баллов). Положительное значение ИО (от 4 до 20 баллов) означает соответствие игрушки Критериям. Чем оно выше, тем выше качество игрушки.