Результаты обследования и их обсуждение

Поэтому девочки и с низкими значениями индекса Скибинского относятся к группе «физиологического риска» к снижению сопротивляемости организма и возникновению различных заболеваний и нуждаются в своевременном и адекватном применении развивающих, гармонизирующих и тренирующих воздействий, обеспечивающих неуклонное повышение уровня их здоровья.

У мальчиков осенью так же как и у девочек, несколько ухудшились функциональные возможности кардиореспираторной системы, так снизилось на 7% количество учеников с высокой оценкой ИС и на 5% с оценкой выше среднего , т.к. увеличилось число школьников со средней и ниже среднего значениями индекса Скибинского, что свидетельствовало о недостаточных функциональных возможностях кардио-респираторной системы у значительной части (42%), обследованных учащихся, у которых адаптация к новым условиям обучения проходила не вполне удовлетворительно.

Проводя сравнительный анализ динамики функционального состояния кардио-респираторной системы по индексу Скибинского через 6 месяцев можно отметить (рисунок 7), что осенью по сравнению с весной на 9% уменьшилось количество детей с высокой оценкой индекса Скибинского и на 9% возросло число учащихся с низкой и ниже среднего оценкой ИС. Школьники, у которых была низкая и ниже среднего оценка индекса Скибинского, имели также либо низкую оценку весо-ростового показателя, либо низкие показатели индекса Робинсона, эти 14 школьников (7 девочек и 7 мальчиков) относились к второй и третьей группам здоровья, а так как успешность обучения очень зависит от физиологического состояния, то для таких детей необходимо обеспечение оптимальных условий жизни и ее здоровый образ, а так же специфическая и неспецифическая профилактика заболеваний.

Рисунок№7. Динамика распределения (%) учащихся с разной оценкой индекса Скибинского.

Дети с низкой и ниже среднего оценкой индекса Скибинского получили совет больше внимания уделять своей осанке, т.к. прямая осанка способствует расширению грудной клетки, что облегчает деятельность легких и обеспечивает более глубокое и равномерное дыхание. Кроме того мы посоветовали этим 14 школьникам для совершенствования дыхания сердечно-сосудистой системы делать дыхательную гимнастику, по возможности заниматься плаванием, катанием на коньках.

Мы так же обследовали весной и осенью у учащихся 10-11 лет индекс мощности Шаповаловой, который свидетельствует о развитии двигательных качеств - силы, быстроты, выносливости и функциональных возможностях кардио-респираторной системы. Как следует из результатов, приведенных в таблице №1, среди девочек 4»А» класса весной высокие значения индекса мощности Шаповаловой (ИШ) наблюдались у 22% (3 девочки), а у большинства (45%) обследованных учениц 10 лет были средние значения ИШ. Низкие и ниже среднего оценки ИШ весной отмечались у 13% (2 девочки) и 20% (3 девочки) соответственно, эти школьницы с недостаточными функциональными возможностями развития двигательных качеств и состояния кардио-респираторной системы относились ко второй и третьей группам здоровья и у двух из них, Наташи Б. И Кати М., были низкие все обследованные показатели соматического здоровья, а у Маши И. и Киры Б., кроме ИШ, ниже среднего был индекс Скибинского.

Как следует из данной таблице №2, весной высокая и выше средней оценка индекса Шаповаловой наблюдалась у 12% (2 ученика) и 23% (4 мальчика) соответственно, эти учащиеся, имевшие высокие значения всех обследованных индексов занимались плаванием (Кирилл П., Леша Б., Никита М.) и легкой атлетикой (Витя Е., Дима П.) и относились к 1 группе здоровья. У 29% (5 человек) школьников 4 «А» весной были средние значения индекса Шаповаловой и по 18 % учащихся ниже среднего и низкие соответственно показатели ИШ. Эти дети входят в 3 – ю и 2 – ю группу здоровья и часто болели, поэтому мы рекомендовали им летом больше находиться на свежем воздухе, плавать и закаляться, поскольку у этих учащихся низкие значения всех обследованных индексов соматического здоровья.

Результаты повторного обследования индекса Шаповаловой у этих же учащихся осенью представлены на рисунке № 8.

Рисунок №8. Распределение учащихся (%) с разной оценкой индекса Шаповаловой.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9