Методы исследования

Цель нашей работы заключалась в оценке соматического здоровья школьников 10-11 лет, в процессе их адаптации в переходе из начальной в среднюю школу, в которой они сталкивались с новыми условиями обучения, т.к. им необходимо было приспособиться к новым различным учителям и кабинетной системе обучения, а так же усваивать большее количество информации, усложняющейся с каждым днем. В процессе обследования соматического здоровья детей мы выявляли детей, резервные возможности которых снижены, это прежде всего низкие показатели кардиореспираторной системы, такие учащиеся составили «группу риска».

Для экспресс-оценки соматического (физического) здоровья школьников мы использовали достаточно простые и информационные показатели, доступные любому пользователю и не требующие сложной диагностической аппаратуры (Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. 2000г., Бабенко Т.Н., Каменский И.И. 1995г. и др.).

Наше обследование мы проводили с учащимися сначала 4 «А» класса в марте-апреле 2002г., а затем повторно с этими же детьми после их перехода в 5 класс в первом полугодии 2002/03 учебного года. Нами было обследовано 15 девочек и 17 мальчиков в возрасте от 10 до 11 лет обучающихся в экономическом лицее города Гуково.

Поскольку известно, что для высокого уровня физического (соматического) здоровья характерны не столько максимальные значения отдельных морфологических и функциональных показателей, превышающих возрастную норму, сколько их оптимальное соотношение, обеспечивающее достаточный уровень адаптационно-энергетических резервов, резистентности защитных сил организма и успешной реализации функциональных возможностей в условиях напряженной статической мышечной деятельности, которую испытывают школьники в процессе учебной деятельности. Для экспресс-оценки соматического здоровья учащихся мы использовали комплекс, состоящий их пяти морфологических и функциональных показателей, имеющий наивысшую степень взаимосвязи с энерговооруженностью организма, уровнем общей выносливости и острой заболеваемостью.

Поскольку предлагаемые пять показателей измеряются в разных единицах, оценку каждого показателя формализуют в баллах.

Для получения показателей и вычисления соответствующих индексов мы по общепризнанным методикам измеряли длину и массу тела детей, жизненную емкость легких.

Затем в положении сидя подсчитали у детей пульс (уд./мин.) и измеряли артериальное давление. Далее определяли время задержки дыхания на обычном вздохе. После короткого отдыха подсчитывали пульс за 15 сек. (Р1) и предлагали выполнить за 45 сек. 30 глубоких приседаний, выбрасывая руки вперед. После этого у исследуемого подсчитывали пульс в первые 15 сек. (Р2) и последние 15 сек. (Р3) первой минуты восстановительного периода.

И, наконец, проводили тест, характеризующий качество силы, быстроты и выносливости организма – сгибание туловища из положения лежа на спине за 60 сек.

Проведя эти простые и легкодоступные исследования, высчитали пять показателей (индексов):

1. Индекс Кетле (И.К.), свидетельствовал о массово-ростовом соответствии организма, он рассчитывался по формуле: ИК=

2. Индекс Робинсона – «двойное произведение» (ДП), говорил о регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы и характеризовал соматическую работу сердца: ДП=

3. Индекс Скибинского (ИС) отражал функциональные возможности органов дыхания и кровообращения и устойчивости организма к гипоксии: ИС=

4. О развитии двигательных качеств силы, быстроты и выносливости свидетельствовал индекс Шаповаловой (ИШ), кроме того он говорил о функциональных возможностях кардиореспираторной системы: ИШ=

5. Индекс Руфье (ИР) свидетельствовал об уровне адаптационных резервов сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что лимитирует физические возможности организма школьников: ИР=

Эти индексы тесно связаны с уровнем развития общей выносливости или с уровнем аэробных возможностей организма, а также с целым рядом показателей физической подготовленности и частотой острых респираторных заболеваний.

Далее по таблицам каждому показателю давалась оценка в баллах. После оценки каждого показателя по таблицам в баллах, рассчитывалась общая сумма баллов, по которой и определялся уровень соматического здоровья школьника:

2-7 баллов – низкий

8-10 баллов – ниже среднего

10-15 баллов – средний

Перейти на страницу: 1 2