Интеграция русского языка с природоведением.

Также детям можно предложить коллективно составить небольшие рассказы по картине. В таком рассказе непременно бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Сколько возможностей таят в себе такие уроки!

В качестве методов, используемых на таких уроках и осуществляющих интегральный подход, выступают:

- эвристические беседы;

- экскурсии;

- творческие работы по развитию речи, написание их по материалам природоведческого характера, наблюдение как на уроках русского языка, так и на природоведении;

- словесное рисование, выразительное чтение пейзажных описаний;

- написание диктантов, изложений природоведческого содержания.

Очень часто учителя используют интеграцию не на всем уроке, а только на каком-либо его этапе, т.е. интегрированным выступает только определённый фрагмент урока. Так, допускается более широко применять сведения природоведческого характера во время словарной работы. То или иное слово можно растолковать и с точки зрения лингвиста, и с точки зрения натуралиста.

Наглядным образцом интегрированного урока русского языка и природоведения можно предложить урок, приведённый учителем 4 класса (1-4) школы-гимназии № 41 г. Люберцы Московской области Н. В. Грищенко. (11,с.25) (см.в прил.2)

Нередко учителя интегрируют три учебных предмета. В нашем случае к предметам русский язык и природоведение добавляется ещё один - изобразительное искусство. Хочется познакомить с фрагментом такого урока, проведенного во время педагогической практики.

Тема: Весна на картине П. Кончаловского "Сирень".Урок строился в такой последовательности: I. "Перед вами репродукция картины П. Кончаловского "Сирень", - обращается учитель к детям, - не правда ли, на вас сразу пахнуло весной? Рассмотрите внимательно картину. Обратите внимание на обилие цветов, изображенных художником. Сумел ли он показать, что сирень свежая? Как будто её только что срезали и принесли в комнату?

Какого цвета эта пышная, великолепная сирень? Посмотрите, тщательно ли выписывает художник лепестки, листочки, веточки сирени? Почувствовали ли вы восхищение художника щедрой, богатой природой, eго огромную любовь к ней? В природе, а точнее в сирени он видит прекрасное, он видит жизнь!"

2. Далее по опорным словам, записанным на доске (богатый, щедрый, обильный, пышная, благоухает, сиреневый воздух, лиловые, синие, оранжевые, лиловые гроздья), дети пишут свои рассказы или мини-сочинения по картине "Сирень".

3. Знакомство детей с легендой о появлении сирени: "Вес- на, смешав лучи солнца и радуги, стала бросать их на землю. И там, куда падали лучи, распускались цветы - жёлтые, оранжевые, красные, белые, синие. Весна шла с юга на север, щедро рассыпая свои лучи. Когда же она достигла севера, у неё остались одни только

лиловые. Из них-то и выросли кусты сирени".

Есть ещё сирень из Персии. Четыреста лет назад сирень привезли в Вену, а оттуда она стала распространяться по всей Европе".

Далее можно предложить детям выполнить упражнения по русскому языку по этому тексту.

Перейти на страницу: 1 2