Заключение

В завершении нашей дипломной работы подведем итог.

В результате исследования мы подтвердили правильность выдвинутой нами гипотезы: при использовании системы карточек с разной степенью проблемности на уроках математики повышается уровень творческого мышления младших школьников.

Все поставленные задачи исследования выполнены. Теоретически сущность проблемного обучения и его роль в развитии творческого мышления, мы выявили возможности использования проблемных ситуаций при изучении математики, а так же предложили определенную систему карточек с разной степенью проблемности одного и того же задания для учащихся с различным уровнем творческого мышления. после серии уроков с использованием таковых, мы провели тестирование. Обработанные результаты позволили сделать вывод о повышении уровня творческого мышления на уровне значимости .

Однако, по нашему мнению, тесты Торренса, по которым определялся уровень творческого мышления имеют недостаток, несоответствие нашей исследовательской работы, так как построены не на математическом содержании. Это допустимо для констатации факта, но для более детального, конкретного выявления влияния проблемных ситуаций на развитие творческого мышления мы разработали систему экспериментальных задач по исследованию творческого мышления детей 8-9 лет. Которую предлагаем в качестве рекомендации для дальнейшей нашей работы, если таковая будет продолжена.

Так же мы выработали рекомендации по совершенствованию процесса формирования творческого мышления младших школьников. Мы представляем разработанный тематический план внеклассных занятий по математике и развернутый конспект занятия факультатива по теме «Сложение и вычитание в пределах 100» 2 класс, I четверть, который поможет учителям начальных классов, воспитателям группы продленного дня, организаторам внеклассной работы, сделать время пребывания в школе более интересным и содержательным, поможет реализовать свои задатки детям, с различным уровнем творческого мышления, который позволит систематически проводить внеклассную работу в школе.

Таким образом, единственным плодотворным путем развития творческого мышления в детстве становится максимально полное раскрытие потенциальных возможностей, природных задатков, и учитель должен создать такую полноценно развивающуюся деятельность для учащихся, чтобы потенциал не остался не востребованным.

[1] Лернер И.Я. Проблемное обучение. – М.: Знание, 1974. – 64 с., с. 10-17.

[2] Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. – М.: Просвещение, 1968. – 432 с.

[3] Каменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. Том 1. Великая дидактика. – М., 1978.

[4] Там же.

[5] Руссо Жан-Жак Эмиль, или о воспитании. – СПб, 1955.

[6] Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. – М.: Просвещение, 1956. – с. 118-119.

[7] Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Собрание сочинений. Том 1. – М., 1979. – с. 333-361.

[8] Педагогическая энциклопедия. Том 1. – М., 1968. – с.114.

[9] История педагогики. Часть 2 С XVII в. до середины XX в.: Учебное пособие для университетов/А.И. Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 1998.

[10] Оконь В. Основы проблемного обучения. – М.: Просвещение, 1968. – 368 с.

[11] Лернер И.Я. Проблемное обучение. – М.: Знание, 1974. – 164 с.

[12] Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1975. – 368 с.