Информатика

Информационный взрыв определяется увеличением

объема инфор­мации на два и более порядка от исходной величины.

Общий объем (оценка по Д. Робертсону) информации на различных

уровнях цивилизации следующий:

предъязыковой уровень — 107 бит;

языковой уровень — 109 бит;

письменный уровень — 1011 бит;

печатный уровень — 1017 бит;

компьютерный уровень — 1025 бит.

Согласно оценкам, одна буква 26-значного алфавита содержит не­сколько меньше пяти бит информации.

На языковом уровне каждый индивид обладает собственной памя­тью, информацией своего селения, клана или племени, т. е. информа­цией, в 50—1000 раз большей, чем на предъязыковом уровне. На пись­менном уровне прибавляется информация, содержащаяся в рукописях манускриптах. На печатном уровне прибавляются сотни библиотек. Ут­верждается, что среди ученых Г. Лейбниц был последним, кто мог вос­принять и уяснить всю информацию своего времени. Уже в 1950 г. толь­ко в США ежегодно выходило 10 000 новых книг, содержащих в сред­нем 10 бит, без учета периодических изданий. Появление Интернета современный итальянский писатель, один из основателей семиотики, Умберто Эко ставит в один ряд с книгопечатанием по его влиянию на цивилизацию.

В приведенные количественные оценки объема информации современная информационная действительность вносит свои коррективы. На­пример, физик-эколог В. Г. Горшков оценивает верхний предел запаса культурной информации современности величиной порядка 10 бит — произведение числа людей на Земле (6-10 человек) на запас информа­ции памяти каждого человека (6-10 бит). Объем памяти современных компьютеров имеет порядок 109 бит и примерно совпадает с запас< генетической и культурной информации одного человека. Все информационные потоки компьютеров земного шара имеют пор 10 ' бит/с (если на 100 человек приходится один компьютер).

К последовательности Д. Робертсона следует, по-видимому, доба­вить еще один современный этап — этап лавинообразного нарастания мощности глобальных компьютерных сетей, глобально-космических средств телекоммуникаций, т. е. таких компонентов глобальных инфор­мационных средств, как телематика и теленетика, которые породили но­вые, самые последние научно-технические отрасли информологии и при­вели к появлению нового виртуального мира человека — киберпространства.

Возможности усвоения информационных потоков компьютерами в миллион раз превосходят возможности людей. При этом уникальная ин­формация культуры содержится в умах специалистов-профессионалов, составляющих примерно 1% от всего населения Земли.

Цивилизации сменяют одна другую не только по причине скачкооб­разного роста количества циркулирующей в обществе информации (за­паса культурной информации), но и в результате изменения интеллек­та, миропонимания и менталитета, стиля мышления, сознания. Сущест­вует несколько типологий сознания людей, приведших к построению информационного общества.

Ныне принято выделять технологический и экологический типы созна­ния при необходимой смене первого вторым. Эта проблема тесно смы­кается с проблемой гуманизма и гуманитаризации, сохранения биосфе­ры Земли, с одной стороны, и с проблемой технократизма как стиля мышления — с другой.

Внесение в школу идей технологизации учебно-воспитательного про­цесса сводится по форме к переработке «сырья» в «конечный продукт», однако педагог должен понять и осознать процесс, поставить задачу, описать алгоритм ее

решения, составить программы на естественном и формальном (алгоритмическом) языках, т. е. решить задачу-проблему учебно-воспитательного процесса.

Задача — это модель проблемы. По сути своей вся жизнь человека цель его деятельности есть адаптация к среде, к обществу: постановка и изучение, выявление и решение мелких и крупных, личных и общественных, семейных и производственных проблем, т. е. задач, воз­никающих во взаимоотношениях человека и природы, людей между со­бой, стран, коллективов, народов.

Традиционно в информатике понятие «задача» подразумевает пре­образование (обработку) информации, систему информационных про­цессов, несогласование которых или противоречие между которыми тре­бует их переустройства. В современных условиях в большинстве случа­ев задача сводится к разработке и исследованию информационных моделей развития науки и решения проблем самой науки, общества, природы, а также предвидению глобальных опасностей развития техни­ки и связанных с ним экологических катастроф.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7