Интенсификация учебного процесса на основе индивидуализации обучения c использованием видеофонограммы

Индивидуализация обучения иностранному языку состоит в создании оптимальных режимов работы и предоставлении своего рода помощи каждому ученику.

Последняя становится крайне необходимой при работе с видеофонограммой, что обусловлено сложностью таких форм работы, а также тем, что именно тут наиболее чётко начинают проявляться индивидуально-психологические особенности учащихся, такие как речевая аудитивная память (РАП), речевое аудитивное внимание (РАВМ) и речевая аудитивная выносливость (РАВН), которые непосредственно влияют та качество восприятия и понимания речи.

В основу системы занятий по практике английского языка многие преподаватели-лингвисты кладут модифицированную циклическую селективно-лабораторную модель обучения, которая предусматривает индивидуализацию процесса обучения во всех звеньях.

В соответствии с циклической селективно-лабораторной моделью в цикле занятий выделяются три основных подцикла: І - долабораторный, во время которого учащиеся должны активно осмыслить и первично усвоить языковой материал; ІІ - лабораторный, цель которого – выработать речевые навыки:; ІІІ - послелабораторный, в котором усвоенный речевой материал употребляется в условиях, приближённых к реальной ситуации общения.

Использование видеофонограммы предусматривается на аудиторных занятиях всех подциклов, но цель их существенно меняется. Подход к обучению иностранному языку опирается на поэтапное формирование его компонентов. Можно выделить три основных этапа формирования языковых действий на основе видеофонограмм: 1) презентация языковых единиц; 2) автоматизация использования речевого материала; 3) использование речевого материала в продуктивном общении. Этапы формирования языковых навыков на основе видеофонограммы соотносятся с подциклами обучения по цикличной селективно-лабораторной модели таким образом: долабораторный подцикл – формирование первичных знаний; лабораторный подцикл – формирование речевых навыков; послелабораторный подцикл – формирование речевых знаний.

При подборке материала по работе с видеофонограммами я опиралась на эксперементальный цикл занятий, проведённых на базе одной из киевских школ. Этот комплекс упражнений был разработан и эксперементально проверен в Минском педагогическом институте иностранных языков.

Индивидуализация аудиторной работы учеников проходила с учётом уровня их подготовки, а внеклассной работы – индивидульно-психологических характеристик (РАП, РАВМ, РАВН).

Для определения уровня развития упомянутых характеристик и уровня подготовки ученикам предлагалось выполнить пять серий тестов.

Материалы, полученные в результате такого тестирования, позволяют более точно судить про индивидульно-психологические особенности каждого ученика. В одной из эксперементальных групп были получены такие данные:

№/№

Ученик

Тип языковой памяти

Тип языкового внимания

Уровень языковой выносли-вости

Уровень языковой подготовки

   

аудитивная

визуальная

быстрая

аудитивное

визуальное

высокий

низкий

высокий

средний

низкий

1

Губерский Л.В.

+

   

+

   

+

   

+

2

Веселовская Д.А.

+

   

+

   

+

 

+

 

3

Горбоносов А.Г.

 

+

   

+

 

+

   

+

4

Земенков С.В.

   

+

 

+

 

+

   

+

5

Зенин Е.Ю.

 

+

   

+

 

+

 

+

 

6

Кияница А.В.

 

+

   

+

 

+

 

+

 

7

Никоненко С.В.

+

+

 

+

 

+

 

+

   

8

Позняков А.Е.

 

+

   

+

 

+

 

+

 

9

Познякова С.Е.

 

+

   

+

+

 

+

   

10

Томас Д.М.

   

+

 

+

 

+

 

+

 
Перейти на страницу: 1 2 3