Возможности интеграции чтения, изобразительного искусства и музыки.

Учителя г. Подольска посвятили проблеме интеграции многие годы своей работы. Так, одной из таких учителей, занимающихся этой проблемой, является В.И. Лямина, учитель школы-гимназии № 4 г. Подольска. Она часто печатается на страницах журнала "Начальная школа" со своими методическими разработками интегрированных уроков и комментариями к ним.

Вот что пишет она в своей статье "Интегрированные уроки одно из средств привития интереса к учебным предметам": "Практикой доказано, что чтение - наиболее благополучный предмет в сочетании е музыкой и изобразительным искусством. «Именно на этих уроках у детей развивается образное мышление и воображение, воспитываются эстетические чувства, любовь к родному языку, природе, литературе, музыке, расширяется кругозор, обогащаются знания учащихся.

Я очень заинтересовалась этой проблемой. У меня возникла мысль: а смогу ли я сама проводить такие уроки? Они ведь большие, сложные, требуют большой подготовки учителя и учеников.Такие уроки нельзя проводить часто, так как они теряют новизну и интерес. Да и не все темы и разделы учебной программы можно я нужно интегрировать.

И я решила попробовать: ещё раз пересмотрела программы по чтению, русскому языку, музыке, отдельные темы и разделы, проанализировала их и решила провести урок по теме "Волшебница зима". Урок был построен как обобщающий, продолжался 2 часа и объединял такие предметы, как чтение, русский язык и музыка. Урок получился. Детям очень понравился".

Главной особенностью таких уроков явилось то, что тексты о двух периодах зимы, весны, осени (начало и разгар этих времен года в сравнении) были напечатаны на отдельных листах для каждого ученика и ранее на уроках чтения в школе не изучались.

Далее Лямина представила конспект другого урока (русский язык, чтение, музыка) на тему "Весна идёт".

На этом уроке дети на новых незнакомых текстах видели изменения, происходящие в природе, отмечали особенности данных периодов каждого времени года, разбирали предложения, повторяли пройденный материал и узнавали новый.

Кроме того, учащиеся сами озаглавливали данные тексты, так как они были даны без заглавия. Это способствовало работе над техникой и выразительностью чтения, вызывало большой интерес у учащихся.

В конце урока дети рисовали устные картины к тому, что они представляли себе, слушая музыкальное произведение П.И.Чайковского "Времена года". Затем написали сочинения. Урок детям очень понравился, участвовали в нём все, он проходил организованно, интересно.

Конспект этого урока смотрите в приложении III.

Немаловажное значение приобретает и проблема интеграции чтения и музыки. По этому вопросу так же имеются некоторые предположения. Вот что говорится в статье Н.И. Куденко, преподавателя - методиста, заслуженного учителя РФ:

"Вполне разделяя мнение учёных о том, что начинать реализацию идей интеграции в начальной школе следует достаточно осторожно, мы осуществили попытку провести в III классе интегрированный урок чтения на тему "К. Пауcтовcкий "Корзина с еловыми шишками" и музыки на тему "Э. Григ". Пас побудило к такому интегрированию предметов тревога за то, что литература в школе (а начальные классы - ото первая ступень в мир литературы) перестаёт быть эстетическим предметом, наши поиски в усилении именно этой стороны уроков чтения. Художественный текст теряет смысл и аромат, если нужно только размышлять (к чему стремятся и в чём одном видят цель многие учителя), если мысль не становится сердечной. В статье "О первоначальном преподавании родного языка" К.Д. Ушинский подчёркивал: "Недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали. В поэтическом произведении многое понимается только с чувством и не может быть объяснено умом (Ушинский К.Д. Избр.педагогические сочинения. - Т. 5. - С. 34б).

Перейти на страницу: 1 2 3