Психолого–педагогическая помощь семье в улучшении взаимоотношений родителей и детей.

Но проблемы диады «родитель-ребенок» не могут быть решены только благодаря психокоррекции родителей. Параллельная работа позволяет увеличить эффективность занятий родительской группы. Рассмотрим фрагменты психокоррекционных занятий в детской группе. Данная программа состоит из серии специально подобранных упражнений, подобранных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. Программа состоит из шести занятий, в каждом из которых по 3-4 упражнения. Занятия проводятся по типу тренинговых. Дети разбиваются на две группы, в одной из которых шесть человек, а в другой – семь.

Цель каждого занятия – коррекция таких эмоциональных нарушений, вызванных семейной ситуацией, как агрессивность, тревожность, замкнутость.

Занятие 1.

Приветствие.

Упражнение 1. «Обсуждение».

Для данного упражнения требуется три текста, где герои сюжетов совершают поступки, которые можно рассматривать как положительные, так и отрицательные. Каждому участнику предлагается высказать свое мнение по данной проблеме; остальные оценивают искренность и высказывают свое мнение.

Упражнение 2. «Изобрази животное».

Вызываются 2 участника, которые загадывают любое животное. Один из них показывает данное животное группе, не говоря ни слова. Остальные пытаются отгадать его. Второй участник рассказывает, так ли было изображено животное, как он себе его представлял и соответствует ли оно его ожиданиям. В упражнении участвует каждый член группы.

Упражнение 3. «Стихотворение с выражением».

По окончании занятия каждый член группы высказывает свое мнение об увиденном и услышанном, делится своими эмоциями.

Занятие 2.

Приветствие.

Упражнение 1. «Ты – родитель».

Упражнение 2. «Интонация».

На листочках бумаги дети пишут название любого чувства, эмоции. Затем листки собираются, перетасовываются и раздаются вновь. Теперь группа решает, какую фразу, строчку из стиха взять за основу дальнейших действий. После этого участники по очереди произносят эту фразу с интонацией, соответствующей тому чувству, что записано у них на листке бумаги. Остальные члены группы угадывают, с какой интонацией была произнесена эта фраза.

Упражнение 3. «Я за тебя отвечаю».

Вызывается доброволец. Он выбирает из группы того человека, с кем, по его мнению, у него возникло наибольшее взаимопонимание. Эти двое садятся рядом и договариваются, кто и за кого сейчас будет отвечать. Упражнение состоит в том, что на вопросы группы, заданные одному человеку, отвечает другой, стремясь угадать, как бы на вопросы отвечал его напарник.

Обсуждение проведенного занятия. На дом дается задание подумать над темой или записать свои мысли в виде сочинения: «Что может не устраивать меня в общении с другими и что других не устраивает в общении со мной».

Занятие 3.

Приветствие.

Упражнение 1. «Обсуждение домашнего задания».

Упражнение 2. «Подарок».

Упражнение 3. «Рисунок Я».

Участникам предлагается нарисовать свой образ в аллегорической форме. Дети 8 лет часто затрудняются в этом упражнении. Поэтому важна предварительная работа.

Занятие заканчивается обсуждением.

Занятие 4.

Приветствие.

Упражнение 1. «Выход из ситуации».

Упражнение 2. «Робот».

Создается игровое поле – обширное пространство с разбросанными спичками. Участники разбиваются на пары – «робот» и «оператор». Задача «оператора» - с помощью своего «робота» собрать как можно больше спичек. Для этого он подает словесные команды, стремясь детально и точно управлять движениями его ног, рук, туловища. Задача «робота» - беспрекословно и точно выполнять команды своего «оператора». Глаза «робота» закрыты.

Упражнение 3. «Гомеостат».

Обсуждение занятия.

Занятие 5.

Приветствие.

Упражнение «Критик».

Упражнение «Зеркало».

Упражнение «Анабиоз».

В парах распределяются роли «замороженного» и «реаниматора». По сигналу «замороженный» застывает с окаменевшим лицом и пустым взглядом. Задача «реаниматора» за 1 минуту не прикасаясь к «замороженному», не обращаясь к нему со словами, с помощью жестов, мимики, вызволить партнера из замороженного состояния.

Занятие 6.

Приветствие.

Упражнение 1. «Киногерои». («Герои любимых произведений»).

Упражнение 2. «Дискуссия».

Упражнение 3. «Сценка» (работа с мимикой и пантомимикой).

В заключение обсуждаются проделанные упражнения. Последнее занятие сравнивается участниками с первым. Дается возможность проанализировать полученные изменения.

Выводы по главе 2.

В данной главе нами были приведены методы исследования эмпатии родителей младших школьников, а также изучения семейных взаимоотношений с помощью проективного теста «Кинетический рисунок семьи».

Перейти на страницу: 1 2 3 4