Социальная характеристика семьи.

Формирование личности ребенка, его психолого-педагогической культуры, как будущего родителя, начинается с самого раннего детства. Это происходит за счет усвоения детьми уроков, даваемых взрослыми, подражания им; воздействия учителей и воспитателей; общение с другими детьми и т. д. Существенно влияет на становление психолого-педогогической культуры самообразование и самовоспитание родителей.

В семье ребенок подсознательно усваивает многие приемы психологичес-кого, педагогического воздействия и, став взрослым, использует их в воспитании собственных детей. Однако воспринятая родителями модель воспитания не может быть полностью реализована в родительской практике из-за быстроменяющихся условий, что создает определенные трудности.

Доказано, что отношение взрослого человека к людям вообще и к детям в частности во многом определяется тем, насколько «теплой» была его мать, сколько любви сам он получил в раннем детстве. К сожалению, в нашем обществе в 70-80-е годы наметилось некоторое снижение престижа родительства, что повлекло за собой ухудшение отношения к детям. Выросшие в этот период молодые люди сейчас уже либо сами стали родителями, либо стоят на пороге родительства. [8]

Образованность и культура при утрате духовных ценностей усугубляют такое явление, как снижение престижа супружества, материнства, отцовства. Все больше, по данным социологов, демографов и социальных психологов, становится женщин, которые бросают рожденных ими детей, которые, соглашаясь на материнство, избегают супружеских уз, изначально обрекая своих детей на существование в неполной семье.

На фоне неуклонного снижения рождаемости, которое коснулось даже сельских жителей из регионов традиционной многодетности, обедняется внутрисемейное общение, снижается его воспитывающий потенциал. В одно-детной семье (а таких семей по последним данным свыше 30%), при условии занятости родителей, ребенок не может естественным путем приобрести опыт общения с детьми и взрослыми. В данной ситуации компенсаторная функция принадлежит детскому саду и школе. В настоящее время, несмотря на сложность экономической ситуации в стране, подавляющее большинство детей до трех лет воспитывается дома. Казалось бы, это должно было привести к качественному улучшению физического и психического здоровья детей, поступающих из семьи в детские сады. Однако работники дошкольных учреждений фиксируют низкий уровень общего развития детей, слабую сформированность у многих из них доступных возрасту навыков. [8; 21]

Объяснение этого явления кроется в тех фактах, которые зафиксированы социологом В. И. Переведенцевым: снижение возраста вступающих в первый брак, возрастающее число так называемых браков «вдогонку», при котором мотивом регистрации является незапланированная беременность, рост числа разводов в первой фазе развития семьи, увеличение доли конфликтных семей и, как следствие, снижение материнской и отцовской ответственности за ребенка и его будущее.

Злоупотребление алкоголем является не только своеобразным способом социального протеста, но и результатом нравственной деформации личности, интеллектуальной отсталости, низкого уровня духовной культуры. Алкоголиза-ция же закономерно приводит к нарушению внутрисемейных отношений. Деформация семейных отношений вызывает нарушение психологического климата семьи, создает внутри семьи психотравмирующую ситуацию. Чаще всего из двух родителей пьющим является отец, хотя в последние годы женский алкоголизм становится все более частым явлением. Нередки случаи, когда оба родителя злоупотребляют алкоголем. [3]

Установлено, что для алкоголизированных семей характерно недостаточ-ное внимание к воспитанию ребенка. Отрицательные черты характера родителей (вспыльчивость, неуравновешенность, непредсказуемость), наличие других вредных привычек чаще всего приводит к распаду семьи. Появление в семье отчима или мачехи нередко усугубляет сложность межличностных отношений, а рождение детей от нового брака в большинстве случаев влечет за собой полное «социальное» сиротство ребенка.

Психотравмирующая обстановка в семье предъявляет повышенные требования к нервно-психической сфере ребенка. У таких детей врачи часто фиксируют расстройство, такие как склонность к конфликтам, резкие перепады настроения, ночные страхи, головные боли, нарушение аппетита, головокружения, обмороки.

Психологические особенности неблагополучной семьи определяют сниженную сопротивляемость детского организма, которая проявляется частыми заболеваниями. В таких семьях значительно снижена и социальная дееспособность детей; родители недостаточно уделяют внимание насущным проблемам личностного развития ребенка. Эти дети, как правило, безнадзорные, чаще недосыпают, больше времени проводят у телевизора, мало читают, не занимаются спортом. [3]

В период, когда ребенок начинает посещать школу, новая социальная ситуация, в которую он попадает, приводит к тому, что сложившийся в семье стиль общения с ребенком обретает новые нюансы.

Перейти на страницу: 1 2 3