Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках истории

В ходе заседания чувствовалось, что работники кино создавали те крутые перемены, которые обозначились в духовной сфере после начавшихся репрессий и глубокого наступления номенклатуры. это вынужден был осторожно отметить в своей речи Шумяцкий Б.З. «В порядке самокритики, - сказал он, - надо прямо подчеркнуть, что за последнее время опять в наших рядах началась некоторая боязнь брать остро волнующие темы». Оратор в числе «серьезных упущений в кинематографе» назвал недостаточно всесторонний показ «наших гражданских побед, одержанных под водительством любимого Сталина». Здесь, отстает документальное кино, сказал он и гневно посетовал: « . Мне известно, что товарища Сталина в Казахстане на экране никогда не видели». (Делайте выводы!) Получив подобные инструкции и намеки, участники совещания разошлись.

Желание Сталина занять на экране подобающее ему место внесло в жизнь киноискусства такие явления как заполнение кинофонда, наряду с талантливыми кинофильмами («Путевка в жизнь» Экка Н., «Встречный» Юткевича С., «Чапаев» братьев Васильевых, «Веселые ребята», «Волга-Волга» Александрова Г., «Трактористы» Пырьева И., «Щорс» Довженко А. и другие) картинами низкопробного свойства, содержавшими украшательства, налет аллилуйщины в честь «зодчего коммунизма», развивавшими шпиономанию и болезненную сверхбдительность (точнее взаимное недоверие и подозрительность). Дана считающаяся классической вышедшая в 1937 г. кинокартина «Ленин в Октябре», а затем «Ленин в 18 году») Ромма М. и Каплера А.Я. оказалась сильно засоренной антиисторическими выдумками, подчеркивавшими преувеличенную роль Сталина в событиях тех лет Таковы основные направления развития советского киноискусства.

В следующем блоке информации учитель называет наиболее известных режиссеров, их работы, демонстрирует учащимся отрывки из фильмов о которых рассказывает.

С начала 20-х годов кинематограф обретает в Советской стране новое небывалое художественное качество. Предшествовавший период развития кинематографа осмысливается в свете этого как исторический пролог. В этот период создаются подлинные шедевры киноискусства. имена работавших в это время режиссеров известны всему миру. Один из таких режиссеров - Сергей Михайлович Эйзенштейн. Эйзенштейн родился 10 (23) января 1898 г. в Риге в семье архитектора. В 1906 г. во время поездки в Париж он впервые увидел фильм («400 проделок дьявола» Мольера). Сергей Михайлович поступает в Институт гражданских инженеров, пробует силы в графике и театральных декорациях. С марта 1918 г. он - доброволец Красной Армии. В 1920 г. Сергей Михайлович посвящает себя театру, учится у Мейерхольда В. Эйзенштейн С. не предает интересов кино и в 1925 г. выходит первая его работа «Стачка». Всемирную известность мастеру принес фильм «Броненосец Потемкин». В начале июня 1905 г. юбилейная комиссия ЦИК СССР поручила Эйзенштейну постановку фильма, посвященного двадцатилетию русской революции. Сценарий фильма «1905 год» был написан, при участии Эйзенштейна С. Агоржановой Н. и охватывает огромный круг событий, позднее Сергей Михайлович ограничивает сюжет фильма только восстанием на броненосце «Князь Потемкин-Таврический» в июне 1905 г. Фильм раскрывает историю восстания на броненосце. перед зрителями возникают образы героев революции. Неизгладимое впечатление оказывает на всех этот фильм. Зритель, с помощью талантливой работы мастера, как бы сам становится участником всех этих событий. В фильме нашли отражение поиски Эйзенштейна: закономерное чередование эпизодов различной эмоциональности, безупречный ритм, величавая композиция, сходная с древнегреческими событиями. Этот фильм, безусловно, занял золотой фонд мирового кино.

Славу Советского кинематографа составил также фильм братьев Васильевых «Чапаев» «Братья Васильевы» - псевдоним, на самом деле Георгий Николаевич и Сергей Дмитриевич являются однофамильцами. Георгий Николаевич родился 25 ноября 1899 г. - заслуженный деятель искусств РСФСР, участник гражданской войны. Учился в Московской театральной студии “Молодые мастера” под руководством Певцова И.Н. С 1923 г. - журналист, опубликовал ряд кинорецензий. Сергей Дмитриевич (род.4.11.1900, умер 16.12.1959) – активный участник Октябрьской революции в Петрограде и гражданской войны. В основу своего фильма братья Васильевы положили книгу Фурманова Д. «Чапаев». Основываясь на популярнейшей книге Фурманова, изучив многочисленные документальные материалы, Васильевы создают сценарий, обладающий классической стойкостью и завершенностью. В «Чапаеве» Васильевы подняли на новую ступень искусство кинорежиссуры. Идейная и художественная вершина фильма образ Чапаева в исполнении Бабочкина Б.А. – воплощение героического русского характера. Фильм рассказывает о периоде Гражданской войны в России, о судьбе талантливого полководца Чапаева В.И.

Перейти на страницу: 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61