Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках истории

Ход урока.

В водном слове учитель определяет место общепринятых нравственных ценностей при построении новой культуры, определяет их основополагающее значение в системе ценностей.

В 20-30-е годы меняется взгляд на многое, в том числе происходит изменение в традиционной системе ценностей. Многие художники отправляются «в свободный творческий поиск», экспериментируют с цветом, формой, наполняют новым содержанием свои картины. При выборе тем их фантазии ничем не ограничены, героями их картин становятся фабрики, заводы и даже геометрические фигуры. Реалистическое направление в живописи постепенно уступает свои позиции новым направлениям в изобразительном искусстве (формализму, кубизму, экспессионизму и т.д.). Эти направления возникали и исчезали на протяжении короткого времени. Имена многих художников, работавших в подобных стилях, были неизвестны современникам, забыты они и сейчас.

Тем не менее у всех на слуху в настоящее время имена знаменитых художников-реалистов: Иогонсон Б., Герасимов А., Дейнека А. и многих других. Давайте разберемся, в чем же секрет их популярности. Ответ на этот вопрос можно получить взглянув на их картины. Секрет этих художников в том, что они, сохранив взаимосвязь со старым традиционным искусством, пропагандировали вечные человеческие ценности: любовь, материнство, показывали красоту природы и человека. Эти люди видели прекрасное в каждом предмете, природном явлении, в каждом человеке. Закономерен и выбор тем этими художниками для своих картин: пейзажи, натюрморты, портреты. Представителями данной школы художников можно назвать Башкеева В.Н., Герасимова А.М., Крымова Н.П Бялиницкого-Берилю В.К., Дейнека А.А. и Пименова Ю.И.

В следующей части урока учитель знакомит учеников подробнее с каждым из художников, с одной из его картин.

Замечательный мастер русской пейзажной и жанровой живописи Башкеев В.Н. был одним из тех художников старшего поколения, сформировавшегося еще в предреволюционную эпоху, представители которого передали советскому искусству эстафету реалистических традиций. Башкеев родился в Москве, получил образование в Училище живописи, ваяния и зодчества. Картина молодого художника «Девушка кормящая голубей», показанная на ученической выставке, упрочнила за молодым художником репутацию реалиста. С 1907 г. в творчестве Башкиева большое место начинает занимать пейзаж. После Великой Октябрьской социалистической революции он вступает в АХРР. В 20-х годах им написаны такие картины как «Демонстрация», «Ленин в Разливе» , «Накануне 9 января» и ряд других. Образ природы в полотнах Башкиева наполнен светлой поэзией. Больше всего любил художник раннюю весну.

В картине «Голубая весна» (см. приложение 1.1.) художник передал гармонический синтез своих чувств, пробужденных весной, воплотил их в высокий философско-пластический образ.

Вот как сам мастер говорит о той мелодии природы, которая вызвала в нем замысел картины «Голубая весна»::

«Весна. Нигде нет снега, земля почти просохла, все наполнено теплым душистым воздухом. Пахнет прелым листом, кое-где пробивается зеленая трава; по бокам проселочной дороги, по которой я шел, цвели кусты ивняка, издавая сладкий медовый запах. Кругом раздавалось пение птиц. Причудливо рисуется на голубом фоне небо, ажурные верхушки берез, окрашенные в розовато-желтый цвет. Все наполнено теплым светом весеннего солнца. Сколько радости жизни в этом пробуждении природы!»

Башкеевская «Голубая весна» воспринимается как воплощение огромной человеческой мечты.

Творческая деятельность Бялыницкого-Бирюли охватывает более чем 60-ти летний период. Чуткий мастер, он всегда живо откликался на новые веяния в искусстве и жизни. В своем творчестве художник плодотворно развивал традиции русской живописи.

Бялыницкому-Берюле свойственно на редкость тонкое восприятие жизни природы. Природа обычно дается им в ожидании перемен, взволнованная и одухотворенная. Работы художника демонстрировались на выставках передвижников. В послереволюционный период художник создает свои наиболее интересные пейзажи:«Лед пошел» (1930), «В час тишины» (1940), «Задумчивые дни осени» (1932-1942). Это одно из самых запоминающихся произведений художника.

Прохладный, ветреный осенний день на исходе. Деревья уже потеряли листву, трава поблекла. Общий элегический строй произведения связан с темой раздумья. Но грустное раздумье не определяет собой содержание картины. Вглядываешься в нее – и все полнее овладевает душой напряженное чувство любви к родной земле. Созданный здесь образ пленительно выразителен. Не об увядании говорит осенний мотив. Оптимистическое звучание приобретает врывающийся в блеклую красочную гамму интенсивная зелень озимей, обещающих неизбежное торжество победы жизни.

Перейти на страницу: 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50