План - конспект урока по литературе___________________________

тема:

Акмеизм и акмеисты

цели урока:

образовательная -

дать представление о литературном течении акмеизм, познакомить учащихся с его основными представителями;

воспитательная – вызвать у учащихся интерес к изучаемому литературному течению, его представителям через рассказ об их творческой судьбе, через их стихотворения, воспитывать грамотного читателя;

развивающая – развивать у учащихся навык конспектирования лекции, развитие эмоциональной отзывчивости.

тип урока:

лекция с сообщениями учащихся.

методы

: - репродуктивный (лекция);

эвристическая беседа;

исследовательский (сообщения учащихся).

эпиграф

к уроку

: «Акмеизм – это тоска по мировой культуре»

(О. Мандельштам).

4.4. План – конспект урока по теме «Акмеизм и акмеисты»

Этапы урока,

Время

Тип урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Домашнее задание

Заметки по ходу урока

Организационный момент (1,5 мин)  

Лекция с сообщениями учащихся  

Учитель озвучивает тему, цель, предлагает ход урока.

Слушают, записывают тему урока.

Прочитать в учебнике Агеносова в разделе «Модернизм» главу

об акмеизме. Трое учащихся готовят небольшие сообщения

(5 мин.) о жизни и творчестве Н.Гумилева, А.Ахматовой, О.Мандельштама

Перед уроком необходимо посмотреть

сообщения учащихся

2.Слово учителя,

изложение нового материала

(15 – 20 мин.)

Вопрос классу  

 

Литературное течение акмеизм возникло в начале 1910-х годов и генетически было связано с символизмом. Близкие символизму в начале своего творческого пути молодые поэты посещали в начале ХХ века «Башню» Вячеслава Иванова.

1911 год – возникновение литературного объединения «Цех поэтов» в Петербурге.

– Что можно сказать о названии объединения? Каковы ваши ассоциации со словом «цех»?

Литературная группа строилась по модели средневековых мастеровых цехов, синдиками (главами) избраны С. Городецкий и Н. Гумилев, секретарем –

А. Ахматова. Членами являлись: Георгий Адамович, Владимир Нарбут, Осип Мандельштам и другие.

На одном из собраний «Цеха поэтов» Гумилев и Городецкий провозгласили программу своего литературного направления, которое должно было сменить символизм.

Сущность нового течения сводилась к следующему – отказ от мистики символистов, безусловное принятие действительности.

Вспоминает Анна Ахматова: «Заговорили о необходимости отмежеваться от символизма, поднять новое поэтическое знамя. Слова «расцвет», «цветение» были избраны новым поэтическим ориентиром. Тут же стали рыться в словарях и набрели на греческое слово «вершина» («acme»). Так родилось слово «акмеизм».

Сергей Городецкий акцентировал внимание на другом значении этого слова – «острие». Он говорил, что «акмеизм, как стрела проходит сквозь туман к чистому воздуху грядущей поэзии».

Было предложено и еще одно название – « адамизм». Поэты считали, что современный человек должен уступить место «новому Адаму», с его первобытно-звериными ощущениями, незамутненными культурой, со свежим взглядом на мир.

Характерно, что наиболее авторитетными учителями для акмеистов стали поэты – символисты: Михаил Кузмин, Иннокентий Анненский, Александр Блок. Об этом нужно знать, чтобы не думать, что между акмеистами и их предшественниками была большая острота расхождений.

Акмеисты наследовали достижения символистов, минуя их крайности.

1912 год – выход в свет первого номера журнала «Гиперборей», среди авторов – Ахматова, Гумилев, Мандельштам, Городецкий.

Знаете ли вы, кто такие «гипербореи»?

Гипербореи – в греческой мифологии – народ, живущий на крайнем севере, «за Бореем», любимый Аполлоном. Гипербореи художественно одарены, их жизнь сопровождается песнями, танцами и музыкой.

Таким названием журнала акмеисты подчеркивали свою независимость, индивидуальность.

1913 год – выход статьи Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» в журнале «Аполлон», которая стала манифестом новой школы.

Отношение к поэзии: с самого начала к поэзии был взят подход, как к ремеслу. Н. Гумилев, например, считал, что любой знающий культурный человек может стать поэтом.

Детально разработанной эстетической программы акмеизм так и не выдвинул. «Преодоление» символизма происходило в основном на уровне поэтики, нежели на идейном:

очищение слова от наносных смыслов,

отказ от эффектных рифм,

точность поэтического образа,

четкость композиции.

Для акмеистов роза, лилия – это цветы, и только.

Такая реалистичность вовсе не означала, что акмеизм отказывался от духовных поисков. Напротив, высшей духовной ценностью объявляется культура (возвращение к эпиграфу).

Акмеизм опирался на самые разные культурные традиции. Это и мифологические сюжеты, образы живописи, графики, архитектуры. Ориентирами были культуры: Древности (Греция, Рим), Средневековья, Раннего Возрождения, а также русская классика «золотого века».

- Но уже к началу Первой мировой войны (1914 г.) рамки единой поэтической школы становятся для акмеистов тесны, а их творческие устремления перерастают теоретические установки.

Существует мнение, что акмеизм был не столько литературным течением, сколько группой талантливых и разных поэтов, которых объединяла личная дружба.

Отвечают на вопрос

Записывают в тетради

Записывают

Записывают

Записывают

Записывают

Записывают в тетради

Записывают  

 

1911 год

Название «Цех поэтов» вынесено на доску

Имена акмеистов и годы жизни вынесены на доску

Черты акмеизма вынесены на доску

На доске записаны значения слова «acme»

На доске – дата, название журнала

На доске – название статьи, год  

3.Сообщения учеников

(15 мин.)

 

А теперь послушаем сообщения о творчестве поэтов – акмеистов. Первое сообщение о Николае Гумилеве. Но сначала я хочу, чтобы вы посмотрели на его портрет (показывается портрет) и послушали в его исполнении стихотворение «Словно ветер страны счастливой» (включается запись).

-сообщение ученика о Н. Гумилеве.

Следующий портрет – Анны Ахматовой и запись с ее голосом.

- сообщение ученика об А. Ахматовой – Портрет О. Мандельштама и сообщение о нем.

Учащиеся записывают этапы жизни и творчества поэтов

   

4.Выводы по уроку, домашнее задание

(5 мин.)

 

А теперь попрошу вас подвести итог уроку, обозначить главные черты нового литературного течения.

Ученики отвечают (можно с конспектом).

К следующему уроку прочитать и приготовиться к анализу следующих стихотворений: «Она», «Жираф» Н.Гумилева,

«Я пришла к поэту в гости»,

«Песня последней встречи» А.Ахматовой; «Невыразимая печаль», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» О.Мандельштама

Названия стихотворений – на доске.

Перейти на страницу: 1 2