Методические рекомендации.

94г №3.

Статья Е.Г.Кузнецовой «Урок поэзии в 3 классе».

Знакомство с поэзией нужно начинать с 1 класса. Именно с этого этапа можно включать в уроки чтения большое количество стихов, во 2 классе вводить поэтические минутки на уроках чтения и русского языка, с помощью стихов осуществлять начальный этап грамматического разбора слов и предложений. И только после того, как мы убедимся, что стихи и поэзия в целом хорошо воспринимаются детьми, можно выделить поэзию в отдельный урок, основную цель которого определить как изучение стихов с их анализом, привитие любви к поэзии, развитие духовного и интеллектуального потенциала детей.

Во 2 классе учащиеся способны воспринимать стихи Пушкина, Фета, Тютчева, Блока, учить их наизусть. Поэтические минуты во 2 классе и уроки поэзии важно проводить на максимально высоком уровне. Здесь необходим и предварительный настрой детей на урок, и применение фрагментов музыкальных произведений, созвучных теме.

На уроках учителю необходимо уделять особое внимание дикции и правильной модуляции голоса, пытаться помочь понять мысли и чувства авторов стихов. Если же дети читают не только то, что было запланировано по теме, то желательно поощрять их стремление к индивидуальному подходу. Основной тематической направленностью уроков должны быть любовь к природе, Отечеству, верность дружбе.

Нетрадиционно к работе над лирическими ситихами подошла Н.Ф.Елагина. Мы приведем план её урока-лекции о А.С.Пушкине. В подготовке и проведении этого урока активное участие принчли ученики и их родители. Н.Ф.Елагина поставила преред собой следующую цель: «познакомить с некоторыми страницами биографии великого русского поэта; воспитывать умение видеть красоты родной природы, воссоздавать её в своем воображении, слушая и читая чтихи поэта» (15,34).

Урок проходит по такому плану:

1.Вступление под увертюру к опере «Руслан и Людмила».

2.Рассказ учителя о Москве пушкинского детства, звучит вальс А.Грибоедова, два ученика исполняют танец. На этом фоне - рассказ о семье поэта.

3.Рассказ продолжают три заранее подготовленных ученика.

4.Звучит русская народная пляска «Камаринская». Ученик «лихо» отплясывает. На этом фоне учитель продолжает рассказ о детстве А.С.Пушкина.

5.Чтение учителем наизусть стихотворения «Мне видится моё селенье…».

6.Рассказ учителя об Арине Радионовна, чтение отрывка «Ах! Умолчу ль я о мамушке моей…».

7.Рассказ продолжается под музыку «Сладкая греза».

8.Чтение учеником стихотворения «Подруга дней моих суровых».

9.Рассказ о Лицее учеником, затем учителем.

10.Чтение учеником стихотворения «Люблю тебя, Петра творенье…».

11.Ученик рассказывает о портрете А.С.Пушкина работы Тропинина.

12.Звучит вальс Грибоедова, учитель рассказывает о рукописях поэта, о его таланте.

13.Несколько учеников читают наизусть стихи А.С.Пушкина.

14.Рассказ учителя о сказках Пушкина.

15.Звучит музыка «Танец розовых девушек». В ярких костюмах выходят персонажи Пушкина, читают в лицах отрывки, дети отгадывают названия сказки.

16.Заключительное слово.

Данный урок-лекция содержит некоторые интересные предложения, но нам он кажется довольно загруженным и сложным для восприятия младших школьников.

Перейти на страницу: 1 2 3 4