Психология восприятия лирических стихов младшими школьниками.

В словаре психологии под редакцией А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского даётся следующее определение восприятия: «Восприятие

- целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств»(40,66).

Р.С.Немов характеризует восприятие как «процесс приёма и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Завершается формированием образа»(30,549).

В целом, данные определения сходны. Р.С.Немов, как и Петровский, отмечает, что внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию. вмеСте с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире. Однако следует отличать ощущение от восприятия.

Проблеме восприятия художественной литературы посвятила свою книгу О.И.Никифорова

. В «Психологии

восприятия художественной литературы»

в основном идёт речь о психологических особенностях процесса восприятия, его механизмах и условиях более глубокого, верного и тонкого восприятия литературы. Читателю процесс восприятия художественной литературы представляется простым, т.к., по мнению О.И.Никифоровой, «обычно он протекает непосредственно, и только в затруднительных случаях становятся осознанными те или иные операции воображения или умственные действия»(33,6).

В процессе восприятия художественной литературы О.И.Никифорова различает три стадии. К первой стадии, она относит непосредственное восприятие произведения, т.е. «воссоздание и переживание образов произведений». Автор выделяет ведущие процессы, так, например, на этой стадии ведущим является процесс воображения. «При непосредственном восприятии при чтении произведения имеют место мыслительные процессы, но они должны быть подчинены воссозданию образов и не подавлять эмоциональности восприятия произведения. При чтении произведения те или иные образы, особенно при чтении с перерывами, обычно вызывают у читателя определенные мысли - такие мысли закономерны и не убивают эмоциональности восприятия. Мыслительные процессы необходимы, чтобы понять при чтении мысли, имеющиеся в произведении, но должны включаться читателем в общий эмоциональный и образный строй произведения. Мысли должны восприниматься в их эстетической выразительности»(33,7-8).

Вторая стадия, по О.И.Никифоровой, - это понимание идейного содержания произведения. На этой стадии ведущим, как она считает, является мышление, «но поскольку оно оперирует с тем что было эмоционально пережито, оно не убивает эмоциональности восприятия произведения, а её углубляет.

Третья стадия восприятия литературы - влияние художественной литературы на личность читателей как результат восприятия произведения»(33,8).

О.И.Никифорова различает также следующие стороны в процессе восприятия: непосредственное восприятие произведения (воссоздание его образов и их переживаний), понимание идейного содержания, эстетические оценки и влияние литературы на людей как последствие восприятия произведений.

«Все эти стороны взаимосвязаны, но в то же время их механизмы отличаются друг от друга»(33,6). Поэтому автор видит необходимость в отдельном рассмотрении каждого из этих процессов.

О.И.Никифорова выделила три основные стороны проблемы непосредственного восприятияхудожественной литературы: роль представлений в непосредственном восприятии литературного произведения, основные особенности процесса восприятия литературного произведения и механизм непосредственного восприятия литературного произведения.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6