Литературоведческие основы изучения лирических стихов

Ритмико-звуковой, а следовательно и эмоциональный, строй стиха во многом зависит также от того, в какой последовательности рифмуются стихотворные строк: "Если стихи рифмуются в строго определенной последовательности, это усиливает мерность стихотворной речи, при отсутствии такой последовательности рифмовки звучание стиха прозаизируется"(36,233). Имеет значение и то, насколько удалены друг от друга рифмующиеся стихи: при смежной рифмовке ритмичность стиха усиливается; если же рифмуются далеко стоящие друг от друга стихотворные строки, то такая «отдаленная» рифма менее слышна, а следовательно, и менее активна как ритмообразующий фактор"(36,233). Следует также обратить внимание и на то, что ритмичность стиха может быть усилена повторением рифмы. Повторы, периодичность, равномерность (составляющие основное свойство ритма) мы и рассмотрим более подробно.

Отличительную особенность лирического высказывания М.А.Палкин видит "…в его немногословности и в то же время в тяготении к многократным повторам одних и тех же слов, выражений, синтаксических конструкций… Поэт-лирик чаще всего сосредоточен на одном каком-то чувстве или настроении. И эта сосредоточенность, как правило, выражается в концентрации немногих, но подчеркнуто эмоциональных слов и фраз и в их неоднократном повторении, варьировании"(36,186).

Ритм нередко определяют именно с точки зрения повторности. Например у Л.И.Тимофеева: "Ритм – систематическое, мерное повторение в стихе определенных, сходных между собой единиц речи"(49, 99). У В.Ф.Огнева: "Восприятие ритма основано на ощущении повторности и непрерывности… Ритм – это контраст. Идут часы: звук – пауза. Шумит море: прилив – отлив. Вращается планета: день сменяет ночь"(19; 164,168).

Лирическая поэзия, ближе всего стоящая к музыке, рассчитанная, как и музыка, на буквальное запоминание читателем-слушателем, использует самые разнообразные типы и варианты повторов. Наиболее значительными среди этих повторов М.А.Палкин выделил повторы "словесно-фразовые": чем более сосредоточено внимание поэта на каком-либо чувстве и чем сильнее его желание передать это чувство своему читателю, тем естественнее появление в лирическом стихотворении повторов.

В.Ф.Огнев, исходя из того, что человеческая речь имеет протяженность и периодическую ударность, предполагает, что есть два пути осуществления ритма: "Один, так сказать, «по горизонтали», учитывающий соизмеримость протяженных отрезков (… слогов). Другой- «по вертикали», сопоставляющий чередующиеся сильные и слабые места ударения"(34, 169).

Т.И.Сильман, размышляя о повторах в лирике, обращается для сравнения к эпосу: "Если одним из основных принципов эпического повествования является принцип: «Вперед, дальше, к новым фактам, к новым событиям!», причем эпический поэт движется как бы рядом и одновременно с фактами, с действительностью, - то позиция лирического поэта есть пребывание в некоей фиксированной точке, кружение вокруг одной мысли, одного вопроса, одного чувства, рассмотрение всё тех же фактов и повторные раздумья о них, пока не придет решение, важное именно в аспекте данной конкретной, личной ситуации; принцип лирического поэта в этой связи совсем иной: «Ещё, ещё раз о том же самом!». Именно поэтому для лирического стихотворения чем-то совершенно органическим, вытекающим из самого механизма «переживания», является композиционный повтор, как органический составной элемент лирики, он присутствует во всевозможных стихах независимо от того, вспоминает ли лирический герой о прошлом, или анализирует настоящее, или размышляет о будущем"(47, 139).

Заканчивая вопрос о повторах, заметим, что периодичность, равномерность, важны не сами по себе, а лишь как средство привести душу читателя в такое состояние, когда каждое, даже малейшее отклонение от этой равномерности остро ощущается нашим ритмическим чувством, что и используется поэтом. Вот почему в искусстве ритм никогда не бывает точно равномерным, автоматическим.

Следующая особенность стиха, которую мы рассмотрим – строфа

. Для этого обратимся к работе В.Ф.Огнева "Книга про стихи".

Прежде всего необходимо ввести определение строфы. По наблюдениям В.Ф.Огнева, "Строфа - ряд строк, завершающих синтаксическую мысль. Это законченное предложение. От точки до точки"(34, 256). Легко понять, как это условно для поэзии, где точка, в отличие от разговорной речи, не выражает момента завершения мысли. К тому же в современной поэзии строфа не всегда сохраняет свою структуру. "Главное здесь – в чувстве стиля. Строфа – законченное в себе целое и потому должна обладать пропорциями"(34, 256).

Строфа – довольно условная категория. Это ступенька, которая может быть широкой и узкой. В хорошем стихотворении строфа не выпирает, очертания ее неотчетливы, ее цель – приблизить произведение к общей цели. По мнению В.Ф.Огнева, "при всей законченности формы строфы, она не может иметь самостоятельности, превышающей определенные пределы. Строфа… имеет стеклянные стенки, через которые видно все стихотворение насквозь"(34, 263).

Перейти на страницу: 4 5 6 7 8 9 10 11 12