Заключение.

Исследование проблемы использования игр на уроках природоведения показало, что игры можно рассматривать как средство реализации занимательности в обучении. В истории становления и развития начального естественнонаучного образования проблема занимательности обучения прошла своеобразную эволюцию от введения в учебники ярких картинок, живых интересных описаний объектов природы до разработки и включения в учебный процесс целого комплекса занимательных материалов, в том числе и игр.

К настоящему времени игра получила серьезное психологическое и дидактическое обоснование как важный вид деятельности ребенка, способствующий развитию его личностных качеств и выполняющая важную функцию постепенного перехода ребенка от игры к учебной деятельности.

Однако в практике обучения природоведению нет системы применения игр. Преимущественно, игровые материалы учителя составляют сами или подбирают из разных источников. Недостаточно разработана и методика использования игр на уроках.

К настоящему времени не решен вопрос статуса игры: идет спор - относить ли ее к формам или методам обучения. Мы определили для себя и придерживаемся мнения, что игра - это форма организации учебной деятельности учащихся, в которой источником знаний может быть слово (словесные методы), наглядность (наглядные методы), практические действия, преимущественно моделирование жизненных ситуаций (практические методы).

Игры легко включаются в уже разработанную методику преподавания природоведения. Они вводят ребенка в мир человеческих действий и отношений, тем самым закрепляя нормы общения в коллективе, способствуют развитию личности, основ ее теоретического мышления, творчества как основы личности младшего школьника; обогащают знания; формируют необходимые умения.

Многоплановые игры обучающего и воспитательного характера позволяют сделать более эффективным процесс обучения, воспитания и развития младших школьников.

Высказанные выше положения являются результатом анализа нашего опытно-экспериментального обучения. Таким образом, подтвердилась гипотеза, высказанная в начале нашего исследования.

1 Коменский А.Я. Великая дидактика. Приложение к ж. «Начальная школа» на 1975 г., с.108

1 Ушинский К.Д. Собр. сочин. в 11 томах. М.-Л., 1948-1952, т. 5, с. 250

2 Там же: с.312

1 Ушинский К.Д. Собр. соч. в 11 томах. М.-Л., 1948-1952, т.5, с.27

1 Герд А.Я. Первые уроки минералогии. С-Пб., 1874, с.9

1 Крупская Н.К. Педагогические сочинения. - М., 1959, т.3, с.546

2 Макаренко А.С. Сочинения в 7 т. - М.: Изд. АПНРСФСР, 1983 г., т.4, с.373

1 Макаренко А.С. Сочинения в 7 т. - М.: Изд. АПНРСФСР, 1983 г., т.4, с.373

1 Амонашвили Ш.А. «Здравствуйте, дети!». Пособие для учителя. 2-е изд. М.: Просвещение, 1998

1 Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993, т.1, с.336