Дидактические игры природоведческого содержания.

От зари и до зари.

С П торчу, затем - не знаю.

С Т я людям помогаю

Даже в самый сильный зной.

С Л всегда и всем мешаю,

Не дружите вы со мной. (День - пень - тень - лень)

в) анаграмма - это если от какого-то слова в результате перестановки в нем букв образовано другое слово, которое имеет уже другой смысл. Дополнять или отбрасывать буквы не разрешается.

Дорога - (города)

Баян - (баня)

Банка - (кабан)

Вобла - (обвал)

Вижу зверей - (живу резвей)

Камыш - (мышка)

Корма - (комар)

Коршун - (шнурок)

Ложа - (жало)

Мать - (тьма)

Масло - (смола)

Мошкара - (ромашка)

Метрика - (материк)

Насос - (сосна)

Просо - (опрос)

Подвода - (водопад)

Палки - капли - лапки - липки - пилка

Приток - портик - тропик

Пион - пони

Рост - (сорт, торс, трос)

Росинка - (соринка)

Сел - (лес)

Шпала - (лапша)

Ямка - (маяк)

г) логогриф - род загадки, в которой задуманное слово получает различное значение от перестановки или выбрасывания букв.

1. Без 1 буквы - река,

Без 2-х - местоимение,

Без 3-х - предлог. (Крона - Рона, она, на)

2. Вам известно или нет,

Есть такой на свете цвет.

Если ноту уберете,

В лес сосновый попадете. (Бордо - бор)

3. Я - синоним к слову бык

И известен всем,

Но прибавь мне букву К,

И я козляток съем. (Вол - волк)

4. Я глубока и полноводна,

И вся страна гордится мной.

А впереди ты И прибавишь -

И стану птицей я лесной. (Волга - иволга)

6) Рассказ-загадка - в данном случае о природе, ответ на которую может быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и закономерности природы.

Давая детям такие загадки, учитель ставит их в ситуацию, когда они должны использовать разные приемы умственной деятельности (сравнения, аналогию рассмотрения явлений с разных сторон, поиск путей решения и др.). Это стимулирует развитие самостоятельного мышления, гибкости ума. Пробные игры требуют употребления различных лексикограмматических структур, следовательно, они развивают речь детей и совершенствуют умение рассказывать четко и образно.

Акробаты.

1. На зеленом лугу они прыгают и веселятся.

Оттолкнутся пружинистыми нохками и падают. Хоть куда упади - не страшно: везде листики, травинки - мягкие перинки.

Прыгают как акробаты: прыг-скок, прыг-скок. Сто былинок - сто перинок, всякая травинка мягче, чем перинка: прыг-скок, прыг-скок.

(Кузнечики)

(А. Гумбасов «Телеграмма»)

(Изд. «Малыш», 1985)

2. Живут они на болотах, в старых прудах, по берегам лесных рек. Они не строят себе домик: лето проводят в воде и на кочках, а на зиму глубоко зарываются в ил.

(Лягушки)

Кроме того, все игры можно разделить на 2 большие группы:

1. Игры, разрабатываемые учителем. Некоторые учителя вносят элемент игры в опорные сигналы, графические конспекты. После разработки игры учитель предлагает ее детям. На этом этапе от учителя требуется терпение, такт, умелое руководство игрой.

2. Игры, составленные учащимися под руководством учителя. При этом проявляется большая творческая активность. Создание игр имеет большое воспитательное значение, так как в ходе работы учащиеся должны проявить творчество, трудолюбие, изобретательность.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5