Игровые методы обучения

Игровое воображение создает у детей план наглядных представлений о действительности, формирует способность ими оперировать.

Организация игровых форм обучения проходит в двух направлениях:

Использование игровых элементов на уроке.

Урок – игра.

Игровые элементы.

Цель: ввести в урок творческие задания игрового характера.

Формы деятельности

Решаемые задачи

Организация экспедиций

в пещеру древнего человека

на Олимп

в страну пирамид

в древнегреческий театр

в хижину средневекового крестья-нина

на пир феодала

путешествие на ярмарку в Шампань

Урок-игра (сюжетно-ролевые игры)

крестики-нолики

пресс-конференция:

с участниками крестовых походов

с участниками великих геогра-фических открытий

с жителями средневекового города

заседание городского совета средневекового города

конкурс рисованных фильмов

урок-игра в форме суда (над историческими деятелями)

Эмоциональный настрой на получение знаний.

Умение строить диалог.

Создание образного представления о посещаемом месте.

Получение конкретных знаний через личное ощущение.

Цель: через разнообразие игровых ролей, игровых положений дать воз-можность выхода самоактуализации, возможности самоконтроля, самоорга-низации, самооценки учащихся.

Задачи: 1.Умение работать со словарем.

Умение ориентироваться в истори-ческих знаниях, с целью подобрать нужный исторический факт, иллюстрирующий определенный исторический момент или факт.

Умение и навык работы в библиотеке:

Составление библиографии конк-ретного вопроса.

Библиографическое описание книги, журнала, статьи.

Правильное составление заявки на литературу, работа с каталогами.

Работа с различными источниками исторических знаний: учебной литературой, документами, художественной и политической литературой.

Отбор нужной информации.

Умение защищать и отстаивать (аргументировано) свою позицию, точку зрения.

Участвовать в дискуссии, вести диалог по-деловому и в конкретной форме.

Формировать артистические способности учащихся, их умение заинтересовать слушателей той или иной проблемой, которую они излагают.

Умение грамотно, лаконично и ясно задать вопрос.

Урок, проводимый в игровой форме, требует определенных правил:

Предварительной подготовки. Надо обсудить круг вопросов и форму проведения. Должны быть заранее распределены роли. Это стимулирует познавательную деятельность.

Обязательные атрибуты игры: оформление, карта города, корона для короля, соответствующая перестановка мебели, что создает новизну, эффект неожиданности и будет способствовать повышению эмоционального фона урока.

Обязательна констатация результата игры.

Компетентное жюри.

Обязательны игровые моменты не обучающего характера (спеть серенаду, проскакать на коне и т.д.) для переключения внимания и снятия напряжения.

Главное – уважение к личности ученика, не убить интереса к работе, а наоборот стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах.

Конфуций писал: «Учитель и ученик растут вместе». Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю.

Диагностика выявляет отношение к предмету. Учащимся были предложены анкеты с целью выявления отношения к истории. Вопрос: какие предметы тебе нравятся изучать, а какие не нравится? Положительный ответ в отношении истории дали 86% учащихся. Анкеты позволяют сделать вывод о наличии комфортной ситуации на уроках истории и об интересе к этому предмету для большинства учащихся. Вторая анкета была направлена на выявление предпочтительных форм работы. Вопрос: какие формы работы на уроке тебе нравятся? Результаты показывают, что игра является любимой формой работы учащихся на уроке.

По графику видно, что среди различных видов методов обучения в процентном отношении лидирует – часто играем(53%), отсюда, соответственно, среди форм работы приоритет игре (96%). Показательно и то, что детям нравится отвечать на вопросы учителя, следовательно, у них сформирован, по крайней мере, частично-поисковый уровень познавательной деятельности.

Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9 10