Исследование на выявление уровня эмпатии.

Для определения эмпатии я пользовалась методикой казанского психолога И.М.Юсупова. Эмпатия – это умение поставить себя на место другого человека, способность к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопереживание – это принятие тех чувств, которые испытывает некто другой так, как если бы они были нашими собственными. Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений. Она делает поведение человека социально обусловленным. Развитая у человека эмпатия – ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют вчувствования в мир партнера по общению, прежде всего в обучении и воспитании.

В этой методике выделяют 3 уровня эмпатии: высокий (63 – 81 балла), нормальный (37-62), и низкий (12-16). Так как у большинства испытуемых оказался нормальный уровень эмпатии, для наглядности этот промежуток был разбит на 2 части - от 50 до 62 (более близкий к высокому) и от 37 до 49 (более близкий к низкому). Результаты проведенного исследования по уровню эмпатии наглядно демонстрируют следующие диаграммы (см. рис. 4.1.).

Рис. 4.1.

Исследование уровня эмпатии в клубе «Волшебница» и

в общеобразовательной школе №35

Мы видим, что существует значительная разница. Так, среди девочек, занимающихся в клубе отсутствуют те, у кого уровень эмпатии низок. Нормальный, но близкий к высокому составляет следующий процент – 68.2, что больше показателей среди учениц средней школы. И, наконец, результаты по высокому уровню эмпатии говорят сами за себя. Мои наблюдения за девочками в течение года подтверждают результаты проведенного исследования. Например, когда Юля Мансурова не успевала дошить платье (оставалось всего два дня до выступления) все девочки, которые уже закончили работу предложили свою помощь и всячески подбадривали её. Однажды в кружке произошел такой случай, на котором хочется заострить внимание. Оля Пушина и Земцова Полина (они показали наивысшие результаты по итогам исследования), помогли своей подруге Юшковой Марине, которая потеряла ключи от дома. Девочки оббегали весь Дворец и в конце концов нашли их.

Старшие девочки всегда очень терпимы к новичкам и внимательны по отношению к ним, стараются помочь, когда у тех что-то не получается.

Для примера, однажды перед днем лицеиста, к которому мы готовили выступление – демонстрацию нескольких коллекций. Получилось так, что Лена Морозова очень сильно заболела и не смогла принять участие в выступлении. Мне пришлось срочно искать ей замену. Лена участвовала в двух выходах и нам были нужны две девочки, которые заменили бы ее на демонстрации. У меня на примете были две девочки, которые дружили между собой – Юля Наговицына и Оля Федорова. Они хорошо освоили на моих занятиях технику сценического шага, знали некоторые элементы схем проходок. Юля с Олей с огромным желанием согласились помочь и выручить нас в сложившейся ситуации.

Репетиция продолжалась примерно 2 часа. Я разделила девочек на две группы (первая группа репетировала один выход, вторая – другой). В первую группу вошли: Света Гришина, Юля Мансурова, Лена Разумова, Юля Пушина (все они знали схему очень хорошо) и Оля Федорова, которой пришлось замещать Лену Морозову и учить все её движения. Во второй группе были Марина Опарина, Женя Сычева, Наташа Богатырева, Марина Юшкова и Юля Наговицына, которая заменила Лену Морозову.

Я специально притворилась очень занятой, подбирала музыку для выступления, и внимательно наблюдала за поведением девочек, которые хорошо знали всю схему выступления по отношению к новичкам. К моему огромному удовлетворению, все прошло великолепно. Никто ни на кого не кричал, не злился, не упрекал в неумелости и неловкости. Девочки, знавшие всю схему с пониманием отнеслись к Юле и Оле, всячески старались помочь, подбадривали их и хвалили.

После выступления, которое прошло без накладок, я спросила у Марины Опариной, Юли Мансуровой, Лены Разумовой и остальных, почему они именно так себя повели, не стали кричать и надсмехаться, злится и нервничать. И почти каждая из них отметила, что во время репетиции они вспомнили себя, как им было тяжело и трудно начинать, как они переживали из-за всего этого.

Перейти на страницу: 1 2