Воспитание в Древней Индии

Кастовость наложила специфический отпечаток на развитие воспитания и обучения в Древней Индии.

Другим не менее важным фактором генезиса воспитания и образования стала религиозная идеология: брахманизм (индуизм) в дравидско-арийскую эпоху, буддизм и необрахманизм в после­дующий период.

В дравидско-арийскую эпоху сложились достаточно устойчи­вые представления о том, какими должны быть воспитание и обучение. Они основывались на идее, что каждый должен разви­вать свои нравственные, умственные и физические качества так, чтобы сделаться органичным членом своей касты. У брахманов ведущими качествами считались интеллектуальные достоинства, у кшатриев — сила и мужество, у вайшьев — трудолюбие и терпение, у шудров — покорность.

Сформировался и взгляд на идеальное воспитание (претен­довать на него могли лишь высшие касты), согласно которому человек рожден для насыщенной счастливой жизни. Воспитание предусматривало умственное развитие (ясность суждений и рас­судочное поведение), духовность (способность к самопознанию), физическое совершенство (закаливание, владение собственным телом), любовь к природе и прекрасному, самообладание и сдер­жанность. Наивысшим проявлением нравственного поведения счи­талось содействие общему благу.

Содержание обучения для представителей трех высших каст не были одинаковыми. Так, для брахманов срок инициации приходился на 8-летний возраст, для кшатриев — на 11-летний, для вайшьев — на 12-летний. Про­грамма образования брахманов была более полной. У кшатриев и вайшьев программа была менее насыщенной, но профессионально направленной. Кшатрии обучались военному искусству, вайшьи — сельскохозяйственным работам и ремеслам. Длительность обуче­ния обычно не превышала восьми лет. Но в исключительных слу­чаях оно продлевалось еще на 3 — 4 года.

Программа обычного обучения состояла прежде всего в пере­сказах вед, обучении чтению и письму. Повышенное образование получали немногие юноши. В программу повышенного образова­ния входили: поэзия и литература, грамматика и философия, ма­тематика, астрономия. Содержание повышенного образования было для того времени весьма сложным. Достаточно сказать, что в Древ­ней Индии впервые были введены ноль и счет с помощью десяти знаков, которые в дальнейшем заимствовали арабы и европейцы.

Порядок обучения в доме учителя во многом строился по типу семейных отношений: ученик считался членом семьи учителя и, помимо приобретения образования, осваивал правила человеческого общежития.

Специальных помещений для учебных занятий тогда не было. Обучение проходило на открытом воздухе. Появились своеобраз­ные семейные школы, где мужчины обучали молодежь, устно пе­редавая знания. Ученики выслушивали, заучивали и анализиро­вали тексты.

Учителя поначалу не получали вознаграждения. Подарки имели, скорее, символическую ценность. Основным способом ком­пенсации за обучение была помощь учеников семье учителя по хозяйству.

Приобретавшие повышенное образование юноши посещали известного своими познаниями учителя — гуру (чтимый, дос­тойный) либо участвовали в спорах и собраниях ученых мужей.

Вблизи городов начали возникать так называемые лес­ные школы, где вокруг гуру-отшельников собирались их верные ученики.