Воспитание в Древнем Египте

Первые сведения о школьном обучении древних египтян вос­ходят к 3-му тысячелетию до н. э. Школа и воспитание в Древнем Египте были призваны перевести ребенка, подростка, юношу в мир взрослых.

На протяжении тысячелетий в долине Нила сложился оп­ределенный психологический тип личности. Идеалом древнего египтянина считался немногословный, стойкий к лишениям и ударам судьбы человек. В логике такого идеала шло обучение и воспитание.

В Древнем Египте семейное воспитание и обучение отража­ли характер взаимоотношений между женщиной и мужчиной, которые в семье строились на равноправной основе. Поэтому обу­чению мальчиков и девочек уделялось одинаковое внимание.

Лишь принадлежность к привилегированному меньшинству открывала доступ к знаниям, которые, как сказано в древнем ис­точнике, следовало "связать в единый узел" (вот почему слова "знание", "учение" и "узел" изображались одним и тем же иеро­глифом).

Судя по древнеегипетским папирусам, детям уделялось осо­бое внимание, поскольку, согласно верованиям египтян, сыновья и дочери могли дать родителям новую жизнь, совершив погре­бальный обряд. Выполняя родительский долг наставника, египтя­не считали, что поступают праведно и обеспечивают счастливое существование предкам в загробном мире. Как верили египтяне, боги, взвешивая душу умершего, на одну чашу весов кладут душу, а на другую "кодекс поведения" (маат). Если чаши уравновеши­вались, умерший мог начать новую жизнь в загробном царстве. В духе подготовки к загробной жизни составлялись и обращен­ные к детям поучения, которые служили стимулом формирова­ния нравственности и отражали идею крайней важности воспи­тания и обучения: "Подобен каменному идолу неуч, кого не обу­чал отец".

Принятые в Древнем Египте педагогические методы и при­емы соответствовали целям и идеалам воспитания и обучения. Ученику надлежало прежде всего научиться слушать и слушать­ся. В ходу был афоризм: "Послушание — это наилучшее у чело­века". Учитель обыкновенно обращался к ученику с такими сло­вами: "Будь внимателен и слушай мою речь; не забудь ничего из того, что говорю я тебе". Наиболее эффективны для достижения подобного повиновения были физические наказания, которые считались естественными и необходимыми. На ученика постоян­но сыпались удары. Школьным девизом были слова, записанные в одном из древних папирусов: "Дитя несет ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он услышал".

Безоговорочный и абсолютный авторитет отца, наставника был освящен многовековыми традициями. Приверженец таких тради­ций, автор "Поучения гераклеопольского царя" (XIII в. до н. э.) писал: "Всегда следуй отцам и предкам своим". С этими традициями был тесно связан обычай передачи профессии по наслед­ству — от отца к детям. К примеру, в одном из папирусов перечис­лены 25 поколений строителей, принадлежавших к одной семье.

Но как бы ни был силен консерватизм древнеегипетской цивилизации, ее идеалы и цели воспитания постепенно пересматрива­лись.