Взаимоотношения умственно одаренных дошкольников в группе.

Для того чтобы иметь возможность сравнить результаты исследования с имеющимися в литературе данными о взаимоотношениях детей старшего дошкольного возраста в обычной группе детского сада, дополнительно использовалась и методика Т.А.Репиной «Секрет»

.

На выявление оценочных отношенийбыла направлена методика «Лесенка»

, в которой детям предлагалось проранжировать всех членов группы, в том числе и себя, по критерию « хороший - плохой». После выполнения задания детей просили обосновать свое решение.

Деловые отношения

в дошкольном возрасте в первую очередь возникают в общении детей по поводу игры и проявляются преимущественно в структуре игрового взаимодействия. В этом исследовании сочтено возможным ограничится лишь наблюдениями за игровым взаимодействием детей. Здесь внимание сфокусировано не столько на его количественных, сколько на качественных показателях: как организуется совместная игра, каков характер планирующих указаний, распоряжений просьб, поручений детей; формы распределения функций совместной деятельности (индивидуальные решения, решения за другого, постановка общей проблемы, обобщенный способ решения).

Проводились наблюдения за поведением детей на занятиях, так как форма их проведения в группе одаренных детей часто стимулировало поиск совместного решения, организацию совместной познавательной деятельности а поэтому и здесь должны были проявляться существующие в группе деловые отношения.

В исследовании были использованы и другие методики «Игровая комната»

,

КАТ

,

«Несуществующее животное»

,

«Три желания»

,

«Рисунок человека».

Исследование проводилось в двух группах: в группе детей с высоким уровнем развития умственных способностей и в обычной группе детского сада. Группы приблизительно были равны по количеству посещающих их детей.

В целом проведенное сравнительное исследование позволяет говорить о том, что в группе детей с высоким уровнем развития умственных способностей старшего дошкольного возраста в условиях совместного воспитания и обучения складываются взаимоотношения, отличные от взаимоотношений в обычной группе детского сада.

Наиболее ярко специфика взаимоотношений одаренных детей выступает на уровне межличностных и деловых отношений.

Исследование межличностных отношений показало, что в структуре групповых взаимоотношений одаренных детей отсутствовали крайние статусные подгруппы (I и IV), т.е. в ней не было детей эмоционально изолированных от группы, но и не было и «эмоциональных лидеров». Отсутствие в структуре взаимоотношений IV статусной подгруппы свидетельствует об эмоциональном благоприятном характере общения и отношений одаренных детей. Однако встает вопрос о том, насколько это благополучие специфично для данной группы.

Ответ на него дают сравнения представленности статусных категорий в группах старших дошкольников и анализ взаимности социометрических выборов.

Данные о численном составе статусных категорий группы одаренных детей и обычной группы детского сада, полученные с помощью методик «Два дома» и «Секрет», в сравнении с данными Т.А.Репиной Т.В.Сенько, приведены в Таблице 1.

Как видно из Таблицы 1, независимо от использованной методике, в группе одаренных детей, по сравнению с группами их сверстников, большее число их членов занимает благоприятное положение в структуре групповых взаимоотношений.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8