Дидаскология

Д) В содержательном плане пед. задачи м/б сведены к задачам:

1) задачи возбуждения (выявления актуального состояния формируемых качеств личности и коллектива);

2) задачи предвосхищения (прогнозирования) изменений, формируемых качеств личности и коллектива);

3) задачи преобразования (перевода) формируемых качеств личности и коллектива на новый, более

высокий уровень развития.

Теорией пед. задач занимается Л. Ф. Спирин, он считает, что все пед. задачи есть задачи соц. управления и, исходя из общей теории управления, процесс решения пед. задач проходит ряд этапов:

1. анализ пед. ситуации,

2. целеполагание и планирование,

3. конструирование и реализация П. П.,

4. регулирование и коррегирование,

5. итоговый контроль и учет полученных результатов. Анализ пед.

ситуации

включает в себя оценку исходных условий пед. действий, объясненние и предвидение пед. явлений, выработка и принятие диагностических решений, диагностика инд. или группового поступка, диагностика личности и коллектива, прогнозирование результатов обучения и воспитания, возможности трудных ответов учащихся и их ответные реакции на пед. воздействия. Конкретная пед. задача формируется на основе, определяются условиями, нбх-е для ее решения.

Целеполагание направляется анализом имеющихся средств для проверки исходных предположений и достижений исходного результата, проектирование пед. воздействий. На основе анализа конечного состояния обучения осущ-ся выбор стратегии, определяется программа Д учащихся и учителя. Теперь пед. задача д/б решена в форме практического и преобразовательного акта.

Конструирующий и реализующий П. П. предполагает обоснованный выбор различных видов Д учащихся, программирование управляющих действий педагога и педагогически целесообразные действия воспитанников. Оценка успешности или неуспешности этих действий, их коррекция и переработка осущ-ся благодаря регулированию и коррегированию. Опираясь на оперативную информацию о состоянии пед. процесса учитель устанавливает обратные связи, обеспечивает адаптацию внешних влияний или их нейтрализацию, создает условия для формирования у учащихся способности к ориентировке и свободному выбору способов Д к саморегуляции и самоконтролю. При этом возможно возникнут противоречия между запланированными системами действий и реальным ходом П. П., что порождает новые задачи локального и перспективного характера.

Решение пед. задачи заканчивается итоговым учетом и сопоставлением с исходными данными, анализом достижений и недостатков пед. действий, Эффективность методов, средств и организационных форм учебно-воспитательной работы, учитель выдвигает и обосновывает новые пед. задачи.

Решение отдельно взятой задачи приводит к постановке новой, происходит феномен сдвига мотива на цель (А. Н. Леонтьев).

В это время у учителя возникает ощущение личностного смысла решения задачи. Важным признаком профессиональности учителя является усмотрение задачи, умение мысленно вычленить ее из сложных явлений соц-пед. действительности, относительно четко сформулировать задачу.

Опыт моделирования личности учителя.

Караковский говорил о том, что образование надо перестраивать.

Наиболее общим условием научной реализации любой Д является четкое представление об исходном итоге и

конечном продукте - проектирование системы требований пед. профессии к человеку.

Как формировать качества с т/зр философии.

Качество

(философия) - совокупность всех существующих, относительно устойчивых свойств и характеристик

объекта или предмета.

Свойство

- выражение данного качества в отношении к другим качествам.

Отсутствие хотя бы одного свойства указывает на отсутствие качества, о наличии и уровне развития свойства можно

судить по его проявлениям в различных ситуациях. При соблюдении опред. условий свойство можно

характеризовать количественно. Эту характеристику свойств, входящих в состав качества, принято называть

Перейти на страницу: 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17