Электронные библиотеки.

В библиотеке среди учащихся, обращающихся к ресурсам Интернет, наибольшей популярностью пользуются игры и образовательные ресурсы; в случае обращения к Интернет вне библиотеки – игры и электронная почта. При этом, образовательные ресурсы, конференции используются только в условиях библиотек, а компьютерные игры используются с одинаковой интенсивностью как в библиотеке, так и вне ее, занимая первое место в рейтинге популярности. Таким образом, библиотека для учащихся является, в первую очередь, информационно-образовательным и досуговым учреждением.

Кроме того, следует отметить, что перечень услуг, к которым обращаются дети-пользователи Интернет, в библиотеках несколько шире, чем вне их.

Несколько иначе определены школьниками приоритеты при ответе на вопрос: “Если бы у библиотеки была возможность предоставить Вам неограниченное использование Интернет, чем бы Вы стали пользоваться постоянно?”

Ответы распределились следующим образом:

распечатка материалов из Интернет – 81%;

e-mail – 80, 7%; игры – 75%; чаты – 30, 4%; сайты, серверы – 21, 5%.

В этом перечне услуг в качестве доминанты в сознании читателей учащихся впервые появляется распечатка материалов.

Ответы на вопрос об использовании читателями услуг Интернет в библиотеках целесообразно сопоставить с ответом на вопрос о возможностях использования Интернет, вызывающих наибольший интерес. Оказалось, что в качестве приоритетных названы игры – 81%, различные образовательные программы – 43%, чаты – 35, 8%, сайты и серверы – 29%. Эти ответы повторяют данные по реально используемым школьниками ресурсам Интернет. Однако появились новые услуги, вызывающие интерес читателей-детей: мультимедийные ресурсы (23, 5%) и коммерческая информация (7,3%). Вполне закономерен интерес учащихся к мультимедийным технологиям, так как они открывают принципиально новые возможности комплексного использования текстовой, звуковой информации, видеоряда, монтажа и т. д.

Интерес к коммерческой информации, пусть и у незначительной части школьников, связан, в первую очередь, с социально-экономическими условиями современного общества.

Одной из наиболее значимых характеристик любой деятельности является наличие тех или иных мотивов. Они рассматриваются как внутренние побуждения, которые проявляются в желаниях, стремлениях, интересах. Выявлены следующие мотивы обращения читателей-детей к ресурсам Интернет Наличие такого мотива как “любопытство” у 77% читателей-детей характерно для подростков и юношества вообще и, в частности, по отношению к сети Интернет, которая не может не вызывать удивления и восхищения.

Достаточно яркое проявление получил другой мотив – общение. Он характерен для 69% респондентов. Потребность в общении является одной из психических особенностей подросткового возраста. К тому же глобальная сеть предоставляет возможность исполнения ролей, отличных от социальной роли в реальном мире. Однако, может возникнуть опасность ухода в виртуальное общение и вытеснения реального общения из круга интересов подростка.

Представляется интересным сопоставить мотивы обращения школьников к Интернет по мнению читателей и библиотекарей. У читателей мотивы более разнообразны. Они назвали 6 мотивов, тогда как библиотекари – 4. По существу, можно говорить о совпадении только двух мотивов – общения и развлечения. Нам представляется, что в суждениях библиотекарей имеет место негативный оттенок в формулировке мотивов, например: доступ к готовой информации (85%), возможность бесконтрольного общения в чатах (72%). Вероятно, у библиотекарей недостаточно хорошее знание своих читателей как пользователей Интернет. Два вопроса анкеты были направлены на выявление установок респондентов в получении помощи от библиотекаря и использования путеводителя по ресурсам Интернет. Оказалось, что в помощи библиотекаря нуждаются только 24, 6% респондентов, а в путеводителях – около 49%. Эти данные, с одной стороны, свидетельствуют, что в силу психологических особенностей возраста читателей, респонденты стремятся к самостоятельности и самоутверждению. С другой стороны – могут означать недоверие к знаниям и умениям библиотекарей в области компьютерных технологий. В исследование был включен еще один вопрос, без ответа на который картина взаимоотношений школьников-пользователей Интернет и библиотекарей остается неполной.

В практике встречаются ситуации, когда библиотекарь авторитарно навязывает или запрещает те или иные книги, услуги и т. п. В связи с этим участникам опроса был предложен вопрос: “Приходилось ли Вам сталкиваться с ограничениями в выборе ресурсов Интернет со стороны библиотекарей?” Только 15% опрошенных ответили “никогда”. 85% респондентов сталкивались с ограничениями: редко – 21, 5%, часто – 18, 1%, всегда – 45, 4%. Подобное поведение библиотекарей может быть объяснено тем, что в сознании библиотекарей доминируют негативные представления о мотивах обращения школьников к Интернет, стремление определять “полезные” и “бесполезные” для подростка информационные ресурсы. Безусловно, в условиях нерегулируемого потока информации, предоставляемого Интернет, существует реальная опасность получения в ответ на запрос неимоверно большого количества источников низкой информационной ценности, и бесконтрольное постоянное общение отрицательно влияет на здоровье и учебу. Однако Интернет является таким же инструментом познания, как и книга, а бесконтрольное чтение таит в себе такие же опасности. Использованию ресурсов надо учить и здесь главную роль должен играть библиотекарь.

Перейти на страницу: 1 2 3