Познание

В сфере опережающего развития познания обычно отмечается следующее.

Существуют особые «сензитивные» периоды, когда дети «впитывают» все окружающее. Они способны за­ниматься несколькими делами сразу. В своей широкой программе исследования одаренных шестилетних де­тей Бертон Уайт (1971) обнаружил, что лучшим пред­вестником их учебных успехов была способность в 3-летнем, возрасте следить одновременно за дву­мя или более происходящими вокруг событиями.

Такие дети очень любопытны: «А как это устроено?», «Почему так происходит?», «Что будет, если изменить условия?» Им необходимо активно исследовать окру­жающий их мир. Одаренный ребенок часто не терпит каких-либо ограничений на свои исследования. По мне­нию Жана Пиаже (1952), функция интеллекта заключается в обработке информации и аналогична функции организма по переработке пищи. Для мозга так же естественно учиться, как для легких дышать. Стремле­ние человека к познанию и стимулированию разума — такая же насущная необходимость, как голод и жажда. А скука, пожалуй, — самое неприемлемое состояние для человеческого организма. Если вы чем-то глубоко увлечены, вы забываете о голоде и усталости. А если вам скучно и нечем себя занять, вы будете искать лю­бой источник информации — вплоть до обрывка ста­рой газеты. Ученые утверждают, что у одаренных и та­лантливых детей биохимическая и электрическая актив­ность мозга повышена. Их мозг отличается громад­ным «аппетитом» — да еще и гаргантюанской способностью «переваривать» интеллектуальную пищу. Правда, мы еще сможем убедиться, что и они иногда «откусывают» больше, чем могут «прожевать».

Одаренных детей в раннем возрасте отличает спо­собность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Они особенно увле­каются построением альтернативных моделей и си­стем. Эта способность лежит в основе многих интуи­тивных скачков («перескакивания» через этапы) и при­суща исключительно одаренным детям. Для них харак­терна более быстрая передача нейронной информации, их впутримозговая система является более разветвлен­ной, с большим числом связей. Эта своего рода кноп­ка, а что, если? — все время готова к действию.

Одаренные дети обычно обладают отличной памя­тью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифициро­вать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Их склонность к классификации и категоризации иллю­стрируется и любимым увлечением, свойственным ода­ренным детям, — коллекционированием. Много радо­сти доставляет им приведение своих коллекций в поря­док, систематизация и реорганизация предметов кол­лекции. Причем оформление аккуратной постоянной экспозиции не является их целью.

Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умения ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отключаться. Они с удовольствием вое принимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ. В этом заключается зерно будущих конфликтов в классе (боль­шинство учителей начальной школы ориентируются на детей с «низким порогом отключения», то есть предпочитают отвечать на собственные вопросы, будучи уверены, что дети не смогут найти правильный ответ).

У некоторых одаренных детей явно доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению. Один мальчик в 5-летнем возрасте в уме перемножал трехзначные цифры быстрее, чем взрослый с помощью карандаша и бумаги. В то же время малыш не проявлял никакого интереса к чтению и упрямо сопротивлялся всем усилиям взрослых. Психологическое тестирование выявило, что IQ (коэффициент интеллекта, то есть количественный показатель уровня интеллектуального развития, обычно у среднего человека IQ равен 90- 100 баллам) у него необычайно высок (более 200 баллов). Разумеется, он умел читать, но это занятие не увлекало его.[6]

Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достиже­нии результата в сфере, которая ему интересна. К это­му нужно прибавить и степень погруженности в задачу. Завершение какого-нибудь инженерного сооружения в песочнице или плотины на ручейке для него гораздо более важно, чем время обеда или неминуемый дождь.

В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто девают предприятия, с которыми не могут справи­лся. Им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.[6]