Состояние  вопроса  в  практике  работы  начальной  школы (по  результатам  констатирующего  эксперимента).

3 В класс.

19 человек (86%) выбрали вариант а), 3 человека (14%) – б). Можно предположить, что такой результат воспитания был достигнут учителем поскольку он не ссылался только на домашнее воспитание, а целенаправленно проводил работу по формированию чувства уважения к взрослым, которое включает и послушание.

5.

Если ты знаешь, что тебя могут наказать за что-то,

а) ты тревожишься,

б) тебя это не волнует.

Этот вопрос как бы дублирует вопрос №3. Но если там ребенку предлагалось вспомнить момент, когда мама уже сердится, то здесь – ситуация, когда никто еще не знает о его поступке. Она позволяет выяснить, способен ли он осознать свой поступок как плохой раньше, чем ему кто-то укажет на это.

3 А класс.

Оказалось, что тревожатся о наказании 12 человек (60%), то есть осознают ошибку. Так или иначе, угроза наказания, хотя и является способом лишь внешнего контроля поведения и не достаточно эффективным, для этих детей все же стимулирует нравственное поведение. 8 человек (40%) не переживают по поводу возможного наказания, поскольку, видимо, не в состоянии усмотреть безнравственное в поступке.

3 В класс.

17 человек этого класса способны оценить поступок как плохой раньше, чем ему укажут на это, поэтому по каким-то причинам совершив плохой поступок, они тревожатся о наказании (77%). Остальные 5 человек (23%) не волнуются. Разница в процентном соотношении выборов варианта а) 17%, то есть умение анализировать поступок лучше развито у учащихся 3 В класса.

Итак, обозначим графически результаты анкетирования по каждому вопросу: общее количество учащихся обозначим в виде круга, белый сектор которого будет показывать количество учащихся, выбравших вариант а), а черный – вариант б).

3 А класс.

1. 2. 3. 4. 5.

Видим, что белый сектор занимает в 1 вопросе половину, а в 3, 4 и 5 вопросах – больше половины круга, хотя и ненамного. Это говорит о том, что большая часть опрошенных детей склонны поступать нравственно. Мы можем проверить этот результат и с помощью цифр. Так, например, вариант а) во всех вопросах выбрал 1 человек (5%), в четырех – 6 человек (30%), в трех – 5 (25%). Таким образом, хотя бы в трех вопросах выбрали вариант а) 12 учащихся (60%).

С другой стороны только в двух вопросах первый вариант ответа, свидетельствующий о склонности ребенка поступать нравственно, выбрали 4 человека (20%), только в одном – 2 (10%). Были дети (2 человека, то есть 10%), которые во всех вопросах выбрали вариант б). Таким образом, малая склонность поступать нравственно выявлена у 8 учащихся 3 А класса, что составляет 40% опрошенных.

3 В класс.
Перейти на страницу: 1 2 3 4