К прекрасному через прекрасное.

В.А. Сухомлинский разделял мнение о том, что успех воспитания во многом определяется развитием эмоционально-чувственной сферы.

Столь же большое значение в эстетическом воспитании Сухомлинский придавал живописи и музыке.

“Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Слушая музыку, человек познает себя, и познает прежде всего, что он, человек, прекрасен, рожден для того, что бы быть прекрасным, и если в нем есть что – то плохое, то это плохое надо преодолеть; почувствовать плохое в самом себе и помогает музыка.” [3, стр. - 171].

В школе Сухомлинского очень много внимания уделялось слушанию музыки. Первой задачей, которая при этом ставилась, было вызвать эмоциональную реакцию на мелодию и потом постепенно убедить детей, что красота музыки имеет своим источником красоту окружающего мира; музыкальная мелодия как бы призывала человека – остановись, прислушайся к музыке природы, наслаждайся красотой мира, бери эту красоту и умножай ее.

Искусство, открывает глаза на мир родной природы, как бы настраивает струны души на ту волну, которая передает звучание красоты мира, пробуждая чувство прекрасного и доброго. «Как в живом, трепетном слове родной речи, так и в музыкальной мелодии перед ребенком открывается красота окружающего мира. Но мелодия, - пишет В.А. Сухомлинский, - доносит до детской души не только красоту мира. Она открывает перед людьми человеческое величие и достоинство. В минуты наслаждения музыкой ребенок чувствует, что он настоящий человек».[4, стр. - 499].

Приобщая детей к миру прекрасного, Сухомлинский всегда использовал ряд психологических моментов и педагогических заповедей. Прежде всего, воспитание прекрасным основывалось на положительных эмоциях. Там, где начинается хоть малейшее принуждение детской души, об эстетическом воспитании не может быть и речи. Заплаканный ребенок или расстроенный чем-то школьник не воспринимает уже ничего, даже самого трижды распрекрасного, которое его будет окружать и предлагаться. Прекрасное только тогда может восприниматься и быть прекрасным, когда ребенок эмоционально подготовлен к этому с замиранием сердца, с трепетом души ждет встречи с ним.

Мир прекрасного для ребенка начинается в семье. Тонкость ощущения человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, сопереживание, проникновение в духовный мир другого человека - все это постигается прежде всего в семье.

Для ребенка наиболее дорогим, близким, прекрасным существом является мать. Мать - это не только тепло, уют, внимание. Это - мир солнца, любви, добра, ласки, весь мир в руках матери. И от того, каков он, этот мир, зависит, каким вырастет человек.

При недостатке материнского внимания развитие ребенка всегда задерживается - психически, физически, интеллектуально, эмоционально. Некоторые психиатры полагают, что несколько месяцев лишения материнского влияния достаточно для того, чтобы в психике ребенка произошли изменения, которые уже нельзя полностью устранить в будущем. Для Сухомлинского культ матери - это результат серьезных раздумий о необходимости связи поколений, о передаче духовной культуры.

Человек, который любит Пушкина и Гейне, человек, которому хочется сказать красиво о красоте, окружающей его, человек, для которого поиски нужного слова стали такой же потребностью, как потребность созерцать прекрасное, человек, для которого понятие о красоте человеческой выражается, прежде всего, в уважении человеческого достоинства, в утверждении самых справедливых отношений между людьми, - такой человек не может стать грубияном, циником.

Красота – средство воспитания чуткой совести. Уже в детстве – и особенно в отрочестве – человек должен научиться индивидуально осваивать эстетические ценности. Важно, что бы это освоение продолжалось всю жизнь.

Перейти на страницу: 1 2