Жизнь, педагогическая и общественная деятельность В.А. Сухомлинского.

Школьная система, которая функционировала в то время, приспосаб­ливалась к современным социально-политическим, экономическим, идеологическим реалиям.

На­правления образовательной политики определялись партийными съездами и постановлениями ЦК КПСС. Каждый из «государствен­ных планов», согласно которым жила страна, включал систему ме­роприятий в сфере образования, «увязанных» с решением народно­хозяйственных и культурных задач очередного «этапа строительства социализма и коммунизма».

Одним из ведущих направлений партийно-государственной об­разовательной политики оставалась «борьба за всеобуч». Полвека осуществления всеобуча это, действительно, борьба: за финансиро­вание образовательной системы, строительство школьных зданий, подго­товка педагогических кадров, выпуск учебной и методической ли­тературы и т.д.

Создание системы учебных заведений, которая гарантировала конституционное право гражданина на получение среднего образования — большое дости­жение советского общества. В официальной идеологии оно связы­валось с руководящей ролью коммунистической партии, с ее забо­той о подрастающем поколении и молодежи.

В обосновании очередного «социального заказа» к образователь­ной сфере на «данном этапе строительства социализма (коммуниз­ма)», включая всеобуч, неизменным оставался тезис о «воспитании нового человека» как цели партийно-государственной политики. При этом в «модели» «нового человека» акцентировалась официальная установка на формирование единой идеологии («основ марксизма-ленинизма», «диалектико-материалистического мировоззрения», «на­учного мировоззрения»), которая обеспечивала бы «морально-поли­тическое единство советского народа». Под таким углом зрения про­исходил отбор знаний из отечественной и мировой культуры, осу­ществлялось конструирование содержания общего образования, со­держание учебных дисциплин «достраивалось» задачами «текущего момента»: планами «коммунистического строительства». Таким об­разом, каждый из этапов осуществления всеобуча был вместе с тем этапом дальнейшей идеологизации и политизации сознания подра­стающего поколения и школьной молодежи.

Следующая реформа готовилась по указанию брежневского ЦК не только Академией педагогических наук, были подключены ве­дущие ученые Академии наук, возглавившие предметные комиссии по естественным и гуманитарным учебным дисциплинам, которые разрабатывали новые учебные программы. Концепция Центральной Комиссии по подготовке реформы предполагала, наряду с существен­ными принципиальными изменениями научного содержания учеб­ных предметов, сохранение того ценного, что удалось достигнуть на предыдущем этапе реформирования школы. Однако труд­ный переход на новые учебные программы (1966-1975 гг.) вытес­нил проблемы связи обучения с жизнью, с производительным тру­дом новыми актуальными задачами переобучения сотен тысяч учи­телей-предметников, подготовки и издания миллионов новых учеб­ников, методической литературы и мн. др. Идеал школы, где труд и обучение соединены, призна­вался и обосновывался идеологически и тогда, когда принимался Закон 1958 г., и тогда, когда реформировалось содержание общего образования — школы в массе своей возвращались к типичной школе «книжного обучения», а значит и к хроническим ее пробле­мам неуспеваемости, второгодничества, перегрузки обязательным для усвоения материалом, в конечном итоге, к тому, что задачи «воспитания нового человека», «подготовки к жизни, к труду» вытеснялись установкой на «качество знаний, умений, навыков».

Однако, отдельные педагогические коллекти­вы, благодаря все более последовательному и многоаспектному ос­мыслению особенностей «природного материала», с которым рабо­тает педагог, сумели создать школы — истинные образцы гуманистической педагогики. Одна из них — средняя школа украинского села Павлыш, которую возглавлял Василий Александрович Сухомлинский, — приобрела не только всесоюзную, но и мировую известность.

Перейти на страницу: 1 2