Заключение

Можно сделать вывод, что гуманистическая педагогика Адольфа Дистервега играет важную роль в системе образования. Стремление к гуманизации образования характерная особенность нашего времени, времени быстрых и резких изменений природной и социальной среды, идеологических систем, профессиональных требований и технологических возможностей. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Необычайно важные идеи А. Дистервега, за которыми следуют педагоги и нашего времени, уже принято считать классическими и образцовыми.

В Германии Дистервег пользуется признанием со стороны официальной педагоги­ки. Во всём мире передовые педагогические взгляды Дистервега получили вы­сокую оценку, в Германии учреждена медаль его имени, которой награждаются заслуженные учителя, издаётся полное собрание сочинений Дистервега. Педагогика ценит Дистервега как прогрессивного обще­ственного деятеля, видного теоретика и практика педагогики.

На кладбище Св. Матвея в Берлине, где покоятся его останки, ученики и почитатели соорудили ему прекрасный памятник. На доме, где он жил в последние годы и умер, столичное городское управление установило памятную доску. Такая же доска в Зигене указывает дом, где он родился. В новой берлинской ратуше и на внешнем фасаде у новой учительской семинарии пластикой увековечены его черты. В Вестфалии, родной его провинции, сооружен ему памятник рядом с тем великим человеком, благодаря которому взошла в начале этого века для Германии заря лучшего будущего, рядом с памятником Штейну. Самый памятник представляет бронзовый бюст, несколько больше натуральной величины. На высоком пьедестале (8 футов) из красного полированного гранита, впереди вырезаны слова: Адольф Дистервег, с боков—Морс 1820—1832 Берлин 1832—1866.