Принципы воспитания А. Дистервега

Высказав мысль о ведущей роли обучения в процессе воспитания подрастающего поколения, Дистервег пытался найти основные принципы воспитывающего обучения, которыми должен руководствоваться в своей деятельности каждый учитель.

Принцип природосообразности. Природосообразность воспитания предполагает определение возможного для данного возраста и пола ребенка уровня развития субъективных личностных свойств, на формирование которых следует ориентироваться; опору на мотивационно-потребностную сферу учащихся конкретного возраста; преодоление противоречий, характерных для данного возраста и проявляющихся в социальной ситуации развития и в ведущем виде деятельности; построение возрастно-психологической диагностики и коррекции поведения с учетом принятой в науке периодизации возрастов.[5]

Дистервег ста­вил во главу угла "развивающе-воспитательное и образова­тельное обучение". Он предлагал в воспитании и обучении следовать природе человека, учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка. [1;238] «Развитие — всеобщий признак, основной закон жизни, как вообще свободное развитие — лозунг нашего времени. Всякая тварь, человек, народ, могущие развиваться без помехи - счастливы, свободны. По мере сил содействовать всеобщему развитию — вот обязанность каждого отдельного человека» - говорит Дистервег. Также он подчёркивал, что, только зная психологию и физиологию, педагог может обеспечить гармоничное разви­тие детей. В психологии он видел «основу науки о воспитании». Как и Песталоцци, Дистервег полагал, что чело­век обладает врождёнными задатками, которым свой­ственно стремление к развитию. Задача воспитания - возбудить задатки, чтобы они могли самодеятельно раз­виваться. «Без возбуждения не может быть развития Воспитывать — значит возбуждать. Теория воспита­ния является теорией возбуждения» [4;748] Подобно Руссо и Песталоцци, Дистервег использовал принцип при­родосообразности в качестве одного из средств борьбы против феодаль­ной педагогики. В противоположность схоластической педагогике, игно­рировавшей природные возможности, склонности и интересы детей, он полагал, что школьное обучение должно опираться на естественные си­лы, заключенные в ребенке. Каждый человек от рождения обладает суммой определенных способностей, которые при правильно организо­ванном воспитании развиваются, а при неумелом — могут заглохнуть. Чтобы способности ребенка не заглохли, учитель должен постоянно за­ботиться об их развитии, предоставляя детям возможность применять свои силы, знания и умения на практике.

Требование Дистервега относительно учета индивидуальных особен­ностей детей в процессе воспитания и обучения тесно связано с требо­ванием одновременного изучения этого процесса. В работе «Принцип современной педагогики» он писал: «Ничто не совершается против при­роды вещей, то же самое в мире детей. Поэтому современная педагоги­ка старается понять законы естественного развития ребенка, чтобы по­могать этому развитию с самого начала, пусть даже эта помощь будет состоять только в устранении препятствий. Так как природа вещей не может быть выдумана из головы, может быть понята только эмпириче­ским, а не спекулятивным путем, то стремящаяся к разумности педаго­гика обращается к опыту и наблюдению, к людям, которые показали себя в этом деле мастерами»

Таким образом, Дистервег приходит к выводу, что правильное, ра­зумное воспитание детей должно строиться на основе знания законов естественного развития ребенка. Изучение этих законов — задача дет­ской психологии, которой он придавал очень большое значение. Психо­логию он даже называл «основной наукой науки о воспитании», хотя и признавал, что в его время она еще не была подлинной наукой и де­лала лишь свои первые шаги. На основе изучения психологических особенностей детей и подрост­ков [7;65]

2. Принцип культуросообразности означает организацию учебно-воспитательного процесса на основе определенной внешней, внутренней и общественной культуры. Он писал, что « . в воспита­нии необходимо принимать во внимание условия ме­ста и времени, в которых родился человек или пред­стоит ему жить, одним словом — всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле слова, в особенности культуру страны, являющейся родиной ученика». [4;748] Считая, что учитель и воспитатель всегда должны принимать во внимание потребности своего времени, своего народа, Дистервег указы­вал на очень большое значение преподавания отечественной истории и географии, родного языка и родной литературы. Однако к правильно­му пониманию общественного характера воспитания он прийти не мог. Идеалистически представляя себе взаимоотношение между человеком и обществом, Дистервег считал, что сущность человека определяется природными, внутренними качествами, присущими ему от рождения. Поэтому-то и принцип культуросообразности подчинен у него принципу природосообразности.

Наиболее подробно свои взгляды по этому вопросу Дистервег из­ложил в статье «О культуре и культуросообразном воспитании», в ко­торой делил культуру на три большие области: культура внешняя, куль­тура внутренняя и культура общественная. К внешней культуре он от­носил способы удовлетворения физических потребностей: как человек питается, одевается, живет, каковы его нравы и обычаи. Внутренняя культура охватывает духовную жизнь человека, его познавательную, чувственную, волевую деятельность. Наконец, общественная культура включает в себя господство человека над силами природы и все формы его общественной жизни в их сочетании с культурой данного народа. Та­ким образом, общественная культура, по Дистервегу, занимает как бы промежуточное место между внешней и внутренней культурой. Обуче­ние, по его мысли, становится развивающим и воспитывающим только тогда, когда оно строится с учетом данных внешней, внутренней и об­щественной культуры. [7;67]

Перейти на страницу: 1 2