Выдающийся советский психолог и педагог П.П. Блонский

В 20-30-е гг. советская психология использовала идеи П.П.Блонского, которые были связаны с внедрением материалистического подхода к психическим явлениям, с применением объективных методов исследования и сближением психологии с жизнью и практикой строительства социализма.

В трудах выдающегося ученого мы видим определенную систему, которая помогает разобраться в сложной психической деятельности человека и понять, что и как можно использовать для успешного решения педагогических задач.

П.П.Блонский был и крупным педагогом. Его интересы распространялись от дошкольного воспитания до вузовского преподавания. Он энергично проводил идею связи школы с жизнью, уделял большое внимание вопросам дидактики, трудового воспитания и политехнического образования.

В работах П.П.Блонского содержится много критических замечаний в адрес буржуазной педагогики; он смотрел на нее как на «бессодержательную идеалистическую декламацию». По его убеждению, только в обществе, где власть находится в руках трудящихся, возможна педагогика как наука. Вместе с тем Блонский иногда увлекался некоторыми педагогическими теориями буржуазного Запада и США (Д.Дьюи, Г.Шаррельман). Но, допуская ошибки, ученый всегда находил в себе мужество признавать их и исправлять.

В психолого-педагогическом творчестве П.П.Блонского значительное место отводится характеристике этапов детского возраста. В 20-е гг. возрастная периодизация связывалась им в основном с биологическими признаками, причем в ее основе лежали чисто анатомо-физиологические признаки (развитие зубов, эндокринных желез, состав крови и т.д.). В трудах Блонского тех лет проявилась биологизаторская тенденция при выяснении возрастных этапов развития ребенка. Ученому импонировала идея целостного изучения ребенка. В исследованиях возрастных особенностей детей он широко пользовался достижениями педагогики, психологии, физиологии и биологии.

Выступая за комплексное изучение ребенка, П.П.Блонский опирался на педологию, рассматривая ее как естественнонаучную дисциплину. Увлечение педологией повлекло за собой применение механического биологизаторского подхода к развитию ребенка. В работах, написанных в первой половине 20-х гг., он рассматривал ребенка в раннем возрасте как инстинктивно-эмоциональное существо. У детей, говорил он, потребность в обществе возникает лишь к концу дошкольного возраста. Преувеличение биологических потребностей и инстинктов приводило к недооценке роли и значения воспитания для психического развития детей-дошкольников.

На рубеже 20-30-х гг. взгляды П.П.Блонского на ребенка и факторы формирования его личности изменились. Теперь он указывал, что с шестимесячного возраста дети вступают в общение с окружающей средой; с этого времени начинается их социализация. Он подчеркивал огромную роль воспитания и обучения в формировании человеческой личности. Вне воспитания и обучения, утверждал П.П.Блонский, невозможно развитие ребенка.

Несомненный интерес представляют высказывания П.П.Блонского о школьном возрасте. Он считал необходимым регулировать различные виды деятельности младших школьников. Большинство учеников начальных классов, говорил он, октябрята и пионеры. Через школу и отряд они втягиваются в общественную жизнь. Отвергая утверждение буржуазной педагогики, будто ребенок аполитичен, П.П.Блонский писал, что даже маленький школьник имеет политическую направленность.

Буржуазная педагогика и психология называли подросковый возраст «катастрофическим», периодом «тяжелого кризиса». Бернфельд, Бюллер, Штерн, Гирфельд и другие выводили все возрастные особенности из специфики полового созревания подростков. П.П.Блонский отрицательно относился к таким теориям. Подобные «пансексуалистические теории», говорил он, не соответствуют действительности. «Выведение всей общественной жизни подростка из его искания своей Гретхен – образец сентиментально-романтического теоретизирования, пожалуй, не нуждающийся в детальной критике ввиду явного противоречия ему действительности». Вместе с тем Блонский считал необходимым учитывать особенности подросткового возраста, связанные с половым развитием.

В 1935 г. вышел в свет его труд «Очерки детской сексуальности». В советской педагогической и психологической литературе это была первая большая работа по вопросам полового развития и воспитания. Она была направлена в первую очередь против фрейдистской теории. Автор подчеркивал связь между фрейдизмом и его интересом к самым темным областям душевной жизни, к мистицизму и отмечал буржуазное увлечение фрейдизмом и половую распущенность в Западной Европе и США. В его исследовании получили научную интерпретацию такие вопросы, как сексуальные переживания мальчиков и девочек разных возрастов, влияние этих переживаний на половую жизнь в зрелом возрасте. Заслуживают внимания его высказывания об организации полового воспитания, в котором, по его мнению, огромную роль играют среда, контроль и просветительская работа. Половое созревание, как полагал П.П.Блонский, является существенным, но не основным фактором развития. «Если младший школьный возраст,- отмечал он,- характеризуется большой подвижностью, то подростка в первую очередь характеризует интенсивнейший рост его сил. Он все ближе и ближе подходит к тому, чтобы сделаться полноценным работником, каковым и делается в юношеском возрасте».

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5