Преподавание после 14 лет (9—12 год обучения)

Во время полового созревания и второго изменения телосложения молодой человек претерпевает такие же значительные изменения, как и при смене зубов. Благодаря сильному импульсу роста в пубертатнный период, в своих конечностях и в своей воле подросток вступает в более глубокую связь с силой тяжести; при ломке голоса появляется индивидуальный тембр; в так называемых вторичных половых признаках тело получает сильный душевный отпечаток. Эти процессы вместе с половой зрелостью являются выражением единого явления: молодой человек осознает свое собственное личное существо. При переходе от детства к юности человек начинает свободнее и самостоятельнее вступать в соприкосновение с окружающим миром лич­ными сипами своей души, т.е. чувством и волей. Его стремление к внутренней и внешней самостоятельности особенно ярко вы­ражается в новой установке — вырабатывать взгляды, ориентировку и цели, исходя из своих собственных оценок.

Личное обращение к окружающему миру позволяет молодому человеку стать человеком своего времени. Внутри него оживают идеалы и жизненные цели. На их основе и на основе приобретшего личностный оттенок чувства молодой человек ищет — сначала неуверенно и неумело — личную связь с миром и осознанное отношение к самому себе. Отсюда появляются новые требования к преподаванию, касающиеся как содержания, так и метода. Вместо образного преподавания теперь использу­ются методы, развивающие в молодом человеке способность к суждению, ориентированную на разнообразие мира. Теперь в различных предметах (родной язык, история, естественные на­уки и пр.) он учится тщательно изучать материал, точно наблю­дать за явлениями и экспериментами. Одна из задач учителя в этот период состоит в том, чтобы факты преподносились обоз­римым образом и так, чтобы ученик смог выработать на них спо­собность ясного суждения. При выработке суждения молодой человек учится на феноменах выявлять в своем мышлении по­нятия и идеи, которое выражают духовные связи.

Тем самым преподавание основных предметов приобретает более научный характер. Но речь не может идти о том, чтобы навязывать молодому человеку гипотезы и модели, т.е. мысли и аргументы других людей. Преподавание нуждается в преиму­щественно феноменологической ориентировке. Модели обсуж­даются во вторую очередь. Когда они основываются на собственной оценке ученика, то теряют скрытый догматизм, парализующие действующий на людей этого возраста, который слепую веру выдает за научное знание.

Образование способности суждения связано с развитием личного взгляда на мир. Чтобы при преподавании истории искусств прийти к оценке произведения искусства (пластика, живопись или архитектура), молодой человек должен сначала вжиться в него, а у ж потом он сможет дать оценку его качества и сравнить с другими произведениями. Это ведет к воспитанию эстетиче­ского переживания. Чтобы в биологии постичь принципы живо­го развития и вынести суждение, молодой человек должен развивать способности сотворчески вникать в суть живого суще­ства на разных стадиях развития. Великие произведения лите­ратуры откроются ему только в том случае, если будет достаточно зрелым его понимание человеческой судьбы, чело­веческих характеров и т.п. То же самое относится и к матема­тике, физике и др. Таким образом способность суждения тесно связана с человеческой личностью и ее развитием. Важно, что­бы действующий в подростках и молодых людях

дух не приоб­рел бы неполноценной формы ни к чему не обязывающей и повсюду одинаковой интеллектуальности. В вальдорфских школах учитывается внутренняя ориента­ция молодого человека на жизнь своего времени. Технология, процессы экономической жизни, условия жизни и труда, соци­альные проблемы изучаются точно так

Перейти на страницу: 1 2