Вальдорфские школы - свободные общеобразовательные школы.

Подробное исследование биографии бывших учеников валь­дорфских школ показало, что 12-летнее школьное образова­ние имеет важное значение в биографии как раз для тех учеников, которые начинают свой профессиональный путь с учебы. Большая часть их освоила вторую профессию, и многие занимают высокие руководящие посты, многие избрали своей сферой деятельности педагогику.

На стремление молодого человека к честному труду, вальдорфская школа отвечает преподаванием разнообразных реме­сел. Особенно глубокую связь с личными силами души молодого человека, с его активным развитием и его духовно-творчески­ми глубинами имеет искусство. Без непрерывных упражнений в таких областях искусства как пластика, живопись, рисунок, музыка, языки, образование человека в этом возрасте будет недостаточным.

На этой художественной основе можно в дальнейшем переходить к живописному изображению различных тем (ландшафт, растение, настроение в природе и т.д.). В музыке все дети, помимо пения, участвуют в игре, по крайней мере, на одном музыкальном инс­трументе. В младших классах все играют на флейтах. Затем по степени одаренности и наклонностям обучение

игре дифферен­цируется на несколько инструментов. Тогда с учениками можно создать оркестр. Здесь, как и в школьном хоре, разучивают про­изведения великих композиторов. От тесной и активной связи с музыкой исходят эффективные воздействия на углубление действующих в душевной жизни

сил. Аналогичное значение имеет декламирование, хоровое художественное чтение, кото­рое практикуется во всех классах. Поэзия полностью раскроет­ся лишь перед тем, кто не только читает стихи про себя, но и постигает поэзию с ее речевой, звуковой стороны. В эвритмии, новом виде искусства, созданном Рудольфом Штейнером, школьники учатся выражать в художественном движении силы, действующие в языке и музыке.

Если дети и подростки занимаются искусством,

они учатся работать из живого творческого духа. При любой художествен­ной работе, даже если она весьма проста, ребенок так обрабаты­вает материал, что в нем выявляется нечто существенное. Искусство всегда означает процесс одухотворения. Это относит­ся и к самому подрастающему человеку. Ведь творческая работа требует упражнений и повторений, ведущих к росту творческих сил и творческого переживания. Переживание и деятельность приобретают характер духовно—закономерного действия. Мо­лодой человек развивает способности, благодаря которым он не просто узнает, какие закономерности заложены в вещах, но и может придать материалу духовную выразительность. Так ис­кусство приводит школьников к пониманию творческой природы человека.

Также и преподавание ремёсел школы имеют в своем учебном плане по чисто педагогическим причинам. Оно начинается для мальчиков и девочек в возрасте 12 лет (6-ой год обучения) с садоводства и работах в мастерских. Это время, когда молодой человек, в связи со вторым изменением телосложения и связанным с этим разрушением гармонических детских движений, индивидуально должен достичь дальнейшего выражения своих волевых сил. Здесь ремесло играет важную роль. Так различные способы обработки дерева учеником с по мощью инструмента (обработка рашпилем, резание, пиление, строгание) требуют от него строгой деловитости и учат дифференцированному, тонкому управлению волей. Сначала дети изготавливают что-нибудь простое, причём, большое значение уделяется пригодности и полезности, чтобы исключить все ни к чему не обязывающие действия. Если потом ученик на 9-ом или 10-ом году обучения, например, должен изготовить про­стой предмет мебели, это потребует от него в эскизе ясного практического осмысления, чувства эстетической формы, а в реализации - дифференцированного умения обращаться с инструментом и материалами.

Система воспитания в вальдорфской школе

Педагогика вальдорфских школ построена на познании растущего ребенка и на учете условии и законов развития человека. Воспитание и обучение всегда должны основываться на науке о человеке. В связи с этим принципом возникает вопрос: насколько далеко простираются методы этой науки? Методы обычной сегодня антропологии — под этим мы понимаем все научные дисциплины, занимающиеся изучением человека — ис­следуют непосредственно только физическое тело, а духовное и душевное начала — лишь в той степени, насколько они проявляются через физическое тело. Но при этом особенности воспи­тания и развития, скрытые в духовном и душевном, ускользают из поля зрения. Р. Штейнер создал методы непосредственного изучения душевной и духовной действительности, в том числе человеческой души и духа. Они лежат в основе вальдорфской педагогики и педагогической деятельности учителей в вальдорфских школах.

Перейти на страницу: 1 2 3 4