Методика проведения экскурсий

Проведение экскурсий требует большой и серьезной подготовки к ней, которая часто оказывается сложнее, чем подготовка к уроку или семинару. К ее организации и про­ведению предъявляются определенные организационные, дидактические, воспитательные требования, а именно: на­личие в школе системы экскурсионной работы с централи­зованным планированием и руководством; подготовка учи­телей к экскурсионной работе; четкое определение обра­зовательных и воспитательных задач экскурсии; выбор оптимального содержания в соответствии с задачами экс­курсии, с учетом уровня подготовки учащихся, их инди­видуальных и возрастных особенностей; правильный вы­бор экскурсионных объектов; соблюдение логики познава­тельного процесса; систематическое создание проблемных ситуаций; оптимальный выбор адекватных методов и при­емов обучения и обеспечение их целенаправленного при­менения; рациональное сочетание слова и наглядности мотивация учебной деятельности школьника, формирова­ние и развитие у школьников познавательных интересов, стремления к самостоятельному поиску; оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм учебной работы; формирование у учащихся на основе изу­чаемого материала диалектико-материалистического миро­воззрения, моральных качеств, эстетических вкусов, люб­ви к природе; формирование у учащихся общеобразова­тельных и специальных умений и навыков в процессе при­менения знаний на практике; организационная четкость проведения экскурсии, соблюдение правил техники безопасности и правил поведения на экскурсионных объектах. [5, 47].

Экскурсия зависит от тщательности подготовки. Учи­тель внимательно изучает экскурсионный объект, выяс­няет его образовательные и воспитательные возможности, определяет цели и задачи, тип и структуру экскурсии, готовит проблемные вопросы и задания для учащихся, уста­навливает основные и дополнительные источники инфор­мации, выбирает оптимальное сочетание методов и при­емов обучения, составляет план экскурсии, знакомится на месте с экскурсионным объектом, намечает маршрут пере­движения, готовит дополнительные наглядные пособия (схемы, таблицы, фотографии) и необходимое оборудова­ние (измерительный инструмент, блокноты, карандаши, гербарные папки, фотоаппарат, компас), проводит орга­низационную беседу с учащимися, во время которой сооб­щает дату, место, цель и задачи экскурсии, разъясняет правила безопасности и поведения на экскурсии, кратко характеризует экскурсионный объект, советует, как и что смотреть, за чем наблюдать, как и что записывать и фото­графировать, как передвигаться по маршруту. Учитель распределяет обязанности среди всех учащихся; если нуж­но по плану, делит их на звенья, назначает звеньевых и определяет задания для каждого звена; назначает ответ­ственных за наглядные пособия и оборудование, старших на маршруте; инструктирует учащихся о порядке обработ­ки информации и материалов, составления письменных от­четов, подведения итогов.

Экскурсия начинается с того момента, когда учащиеся во главе с учителем выходят из школы. Нужно рациональ­но использовать время передвижения к экскурсионному объекту. Следует напомнить учащимся о цели экскурсии, о заданиях, которые они будут выполнять, предложить несколько вопросов репродуктивного и проблемного харак­тера, эмоционально настроить учащихся на работу.

На месте проведения экскурсия начинается со вступи­тельной беседы. На производственной экскурсии разговор идет об особенностях данного производства, выпускаемой им продукции, народнохозяйственном значении пред­приятия, об основных профессиях, успехах коллектива и передовиках. Вступительная беседа на природоведческой экскурсии проводится на возвышенности, поляне или опуш­ке леса. Учитель обращает внимание на общий вид ланд­шафта, на особенности наблюдаемых природных явлений или объектов, на их взаимосвязь. После вступительной бе­седы учащиеся приступают к выполнению заданий или осмотру экскурсионных объектов.

Учитель дает установку на запоминание характеристик экскурсионных объектов, на выполнение учащимися за­даний по зарисовке, записи, внимательному осмотру, под­робному анализу, выделению существенных сторон, отли­чительных особенностей объектов, на сопоставление, срав­нение, обобщение явлений.

Процесс обучения на экскурсии в основном строится на восприятии экскурсионных объектов, их объяснении и практическом изучении. Поэтому принцип наглядности играет ведущую роль на экскурсии. Например, во время экскурсии в краеведческий музей учитель рассказывает о древних поселениях на территории данной местности, иллюстрирует свой рассказ демонстрацией наконечников стрел, глиняных сосудов той эпохи, карту-схему захороне­ния знатного воина. Объясняя учащимся на экскурсии в поле состав клубней картофеля, учитель с помощью про­стейшего химического анализа (капает на срез клубня несколько капель воды) в картофеле выявляет крахмал. Учи­тель должен тщательно продумывать и отбирать экскурси­онные объекты, руководить наблюдением учащихся, акцен­тировать их внимание на основных объектах и их харак­теристиках, при необходимости использовать дополнитель­ную наглядность в виде фотографий, рисунков, графиков. Экскурсия предоставляет большие возможности для установления межпредметных связей. Например, на биоло­гической экскурсии часто возникают потребности в акту­ализации знаний по физике, химии, географии. Такие си­туации учителю нужно создавать специально для отраже­ния целостности природы и социальной жизни человека в сознании учащегося. Систематическое оперирование меж­предметными знаниями и умениями вырабатывает систем-вый стиль умственной деятельности учащихся. [13, 120].

Перейти на страницу: 1 2