Типология и структура учебных экскурсий

Деление учебных экскурсий на типы имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Нельзя пра­вильно организовать учебно-воспитательный процесс на экскурсии, не выделив для решения поставленных задач наиболее подходящий ее тип.

В педагогике учебные экскурсии разделяют по разным основаниям и признакам. По отношению к учебным про­граммам экскурсии делят на программные (рекомендуются учебными программами) и внепрограммные (выходят за рамки программы).

По содержанию учебные экскурсии подразделяются на тематические (однотомные и многотемные) и комплектные (обзорные).

Тематические экскурсии проводят в связи с изучением одной или нескольких взаимосвязанных тем учебного пред­мета.

Комплексные или межпредметные экскурсии охватывают взаимосвязанные темы двух или нескольких учебных предметов.

По времени проведения относительно изучаемых на уроках учебных тем какого-либо раздела различают вводные, со­путствующие и заключительные экскурсии.

Вводные экскурсии предваряют изучение нового мате­риала. Чаще всего они проводятся для того, чтобы ввести учащихся в новый для них учебный предмет или раздел. На таких экскурсиях учащиеся усваивают опорные поня­тия, получают наглядные представления и практический опыт, необходимые им для сознательного изучения нового учебного материала, знакомятся с фактами, сущность ко­торых будет раскрыта позднее на уроках.

Сопутствующие экскурсии проводятся параллельно с изучением теоретического материала и призваны обеспе­чить более глубокое его понимание учащимися, дополнить их знания новыми фактами, наглядными представле­ниями.

Заключительные экскурсии проводятся в конце учеб­ного года или после изучения раздела программы с целью обобщения и систематизации теоретических знаний, углуб­ления и закрепления навыков и умений учащихся. Важ­ная задача заключительных экскурсий — способствовать выявлению связи изученного на уроках материала с реаль­ными процессами или явлениями.

Существенным моментом при проведении экскурсии по природоведению, ботанике, зоологии, биологии явля­ется время года, поэтому природоведческие экскурсии в методике разделяют на осенние, зимние, весенние, летние.

Чтобы подчеркнуть внешние отличия экскурсий, их специфику, связанную с учебным предметом, выделяют ботанические, зоологические, физические, химические, географические, исторические, литературоведческие и дру­гие экскурсии.

С дидактической точки зрения учебные экскурсии це­лесообразно классифицировать по двум основа­ниям сразу: по времени проведения относительно изуча­емого на уроках учебного материала и по содержанию. Кроме того, учебные экскурсии могут быть однотемными, многотемными, комплексными, вводными, заключительными.