Практические факультативные занятия

Основная задача практических факультативов — фор­мирование навыков и умений исследовательского характе­ра в процессе решения технических задач с целью углубления знаний. Участники факультатива выполняют лабо­раторные и практические работы, решают задачи различных видов. Примерная структура занятия такова: поста­новка задач, обоснование их актуальности и практической значимости (при необходимости проводится инструктаж по технике безопасности, а при проведении практических занятий на местности, экскурсий, туристических походов выделяются учащиеся, отвечающие за решение организа­ционных вопросов) — решение задач и конкретизация ре­зультатов работы (объяснение учителем способа решения задач данного типа, решение учащимися под руководст­вом учителя задач, устный или письменный инструктаж и выполнение задания — групповое или индивидуальное, с помощью учителя или самостоятельное) — обсуждение результатов и подведение итогов занятия (анализ и кор­рекция допущенных ошибок, дополнение, уточнение и обоб­щение полученных результатов, поиск более рациональ­ных способов решений, интерпретаций, моделей, защита отчетов). [28, 74].

Развитию творчества и самостоятельности школьников способствуют задачи с альтернативными данными, задачи со скрытыми данными и качественные задачи. Решение комплексных задач, содержание которых включает понятия из разных тем, помогает раскрыть механизмы взаимосвязи между главными факторами процессов и явлений, способствует формированию у учащихся умений и навыков, переноса знаний в нестандартные ситуации.

Большой интерес проявляют школьники к факульта­тивным практикумам по моделированию, цель которых — развитие способностей, формирование конструктивно-тех­нических умений, необходимых для технических профессий. Практикумы по моделированию также проводятся после изучения теоретического курса. На этих занятиях положительные результаты дает индивидуальный подход к учащимся. Сущность его состоит в том, что все учащие­ся выполняют иллюстративные и исследовательские ра­боты, конструируют действующие модели по единой проб­леме. Одни выполняют задания полностью самостоятельно. Другим учитель дает план решения. Если быстро и логич­но мыслящие школьники, допустив ошибку, не могут ее самостоятельно исправить, им необходимо предложить при­емы проверки, самоконтроля. Некоторых учащихся необ­ходимо предварительно проинструктировать.

По экологии, географии, биологии проводятся практиче­ские работы на местности. Они направлены на формиро­вание у учащихся умений определять состояние и продук­тивность окружающей среды, на развитие у них общих методов познания — наблюдения, сравнения, проведения опытов, установления причинно-следственных связей. [28, 76].

На практических факультативных занятиях по иностранному языку целесообразно изучать разговорные темы на более высоком уровни сложности с включением актуального материала, который учащиеся могут найти в дополнительных источниках: словарях, справочниках, художественной и научно-популярной литературе, в иноязычных газетах и журналах, в Интернете. Для развития лингвистической мотивации учителя предлагают детям формальные упражнения и лингвистические задачи, выходящие за пределы стандартной учебной программы. Интересной формой практического занятия является «репетиция» вступительного экзамена в ВУЗ по иностранному языку, где учащиеся должны, в рамках ограниченного времени, выполнить типовые задания абитуриента: чтение и пересказ текста, перевод отрывка из него, перевод 10 предложений с русского на английский и высказывание по устной теме.