Теоретические факультативы

Теоретические факультативы организуются для углуб­ленного изучения отдельных тем, разделов, раскрытия сложных теоретических проблем, обобщения и системати­зации знаний и имеют следующую структуру: обоснование актуальности темы, теоретическая и практическая значи­мость рассматриваемых вопросов, создание проблемных ситуаций; раскрытие проблемы (изложение материала учи­телем, выступления учащихся с рефератами, докладами, демонстрация учебных кинофильмов, проведение опытов); обсуждение результатов поисков (анализ учащимися обо­снованных положений, повторное их доказательство в про­цессе решения качественных задач, коррекция неправиль­ных представлений, обобщение, обеспечение взаимно обратных связей при усвоении материала: анализ обобщен­ного, осмысление существенного, уточнение знаний, систе­матизация усвоенного).

Теоретические факультативные занятия можно проводить в форме лекций, семинарских, научно-теоретических конференций и т. п.

В зависимости от дидактических задач и логики учебного материала на факультативах практикуются вводные, обзорные и обобщающие лекции.

Вводная лекция знакомит учащихся с задачами, вопро­сами, направлениями курса в целом или темы. Существенная особенность вводной лекции — проблемо-поисковый подход к раскрытию темы или ее поисково-информационный характер. После лекции проводят семинарские занятия, цель которых — самостоятельное усвоение учащимися отдельных вопросов и углубленное раскрытие проблемы.

Обзорные лекции в основном используются с целью обобщения и систематизации знаний. Они будут эффектив­ными лишь при таком изложении, которое обеспечивает интерес слушателей к проблеме. Большую роль здесь играет демонстрационный эксперимент, предшествующий объяснению материала. Целесообразно использовать и приемы создания преднаме­ренно нарушенной логики изложения или решения задач, которые тоже приводят к па­радоксам, например, предложить составить проекты вечного двига­теля. Прием исторического сравнения не только повышает интерес к проблеме, но и раскрывает диалектику науки. На основе исторического материала легче подвести слуша­телей к пониманию некоторых общих идей современной науки.

Семинарские занятия, проводимые после обзорных лек­ций, направлены на обобщение знаний по изученному ма­териалу и являются пропедевтическими по отношению к новой теме.

К теоретическим факультативным занятиям относится и такая форма работы, как научно-теоретическая конфе­ренция. Ее цель — подведение итогов по занятиям факуль­тативного курса и ознакомление всех учащихся старших классов с достижениями науки в данной области знаний. [1]

В процессе проведения факультативов по иностранным языкам целесообразно приглашать на занятия учёных, лингвистов и филологов для ознакомления учащихся с такими темами, как «Национальные языки нашей планеты», «Индоевропейское древо языков», «Мёртвые языки и их роль в человеческой культуре», «Этимология иностранного языка», «Неологизмы в современном иностранном языке», «Обзор наиболее употребительной лексики при работе с компьютером», «Особенности лексики на телевидении и других СМИ в стране изучаемого языка», «Отражение истории народа в его национальном языке».